Сравнение структуры заболеваний по системам органов учащихся школы.
Система | 2008/2009 | 2009/2010 | 2010/2011 |
| Кол-во заболевших детей | ||
Нервная система | 4 | 9 | 9 |
Эндокринная система | 9 | 15 | 15 |
Сердечно-сосудистая система | 5 | 12 | 12 |
Мочеполовая система | 7 | 7 | 9 |
Дыхательная система | 14 | 30 | 32 |
Опорно-двигательная система | 46 | 57 | 51 |
Часть показателей остается достаточно стабильной. Увеличение патологий дыхательной системы, возможно, связано с прекращением проведения ингаляций в 2008 г. для детей, имеющих заболевания органов дыхательной системы. Стабильное снижение заболеваний пищеварительной системы – заслуга школы полного дня с полноценным сбалансированным питанием и просветительской деятельности. Проведение сеансов физиотерапевтического направления - массажа и занятий ЛФК отразилось в снижении патологий опорно-двигательной системы
Динамика распределения учащихся лицея по группам здоровья, по физкультурным группам и по физическому развитию.
Период | 2008-2009 год | 2009-2010 |
Группа здоровья: I II III IV |
18,20% 52,20% 29,50% 0,10% |
57,42% 31,38% 8,70% 2,50% |
Физическое развитие: Нормальное Отклонение |
78,44% 21,56%
|
68% 32% |
Физкультурная группа: Основная Подготовительная Специальная |
65,70% 24,30% 7,50% 2,50% |
17,98% 51,40% 30,52% 0,10% |
Отмечается увеличение числа детей 1-й 2-ой групп здоровья и уменьшение 3-й группы здоровья. Анализируя распределение учащихся по физическому развитию, видим, что растёт число детей с нормальным физическим развитием и снижается с отклонением.
В распределении по физкультурным группам отмечается рост основной физкультурной группы
за счёт уменьшения подготовительной и специальной физ. групп.
Заболевания, наиболее часто встречающиеся в анализе учащихся школы.
Заболевания
| Учебный год | ||
2008-2009
| 2009-2010
| 2010-2011 | |
Заболевания сердечно-сосудистой системы | 16% | 16% | 15% |
Заболевания органов зрения | 11% | 12% | 11% |
Лор-заболевания | 7% | 7% | 6% |
Заболевания органов дыхания | 7% | 10% | 5% |
Ортопедические заболевания | 12% | 11% | 12% |
Урологические заболевания | 1% | 2% | 1% |
Аллергические заболевания | 10% | 9% | 10% |
Неврологические заболевания | 0,8% | 0,8% | 1% |
Заболевания органов пищеварения | 8,0% | 9% | 9% |
Вегетососудистые заболевания | 7% | 7% | 8% |
Другое | 3% | 3% | 2% |
Количество детей, страдающих двумя и более заболеваниями одновременно. | 4% | 5% | 6% |
За последние годы увеличивается количество детей, страдающих хроническими заболеваниями, причем есть дети, страдающие двумя и более заболеваниями. Процент нарушения состояния здоровья резко растет в начальной школе и повышается к окончанию школы, к системным соматическим заболеваниям добавляются проблемы, приобретенные в процессе обучения (сколиоз, близорукость, гиподинамия и др.).
1.5. Здоровьесбрегающие технологии обучения.
В целях прогнозирования развития образовательной системы в школе разработана Программа развития, которая является концептуальным, организационно-педагогическим и управленческим механизмом, конструирующим и обеспечивающим качество образовательного процесса в школе.
Работа над реализацией образовательной программы школы определила ее образовательную политику в 2009-2010 учебном году. В настоящее время школа ориентирована на идеи личностно-ориентированного образования. Образование понимается как становление человека, обретение им себя, своего человеческого образа: неповторимой индивидуальности, духовности, творческого потенциала.
Реализуя личностно–ориентированный подход в образовании, школа ставит своей целью не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить человека, заложить в него механизмы самореализации, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для самобытного личностного образа и достойной человеческой жизни, для диалогичного и безопасного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.
В 2009-2010 учебном году педагогический коллектив работал над проблемой здоровьесбережения, реализовывал следующие цели:
1. Повысить качество образования.
2 Сохранение и укрепление физического и психического здоровья всех участников образовательного процесса.
3 Координация усилий администрации школы, учителей, учащихся и родителей для предотвращения и решения проблем, связанных с выбором образовательного и профессионального маршрута, самоопределением и саморазвитием.
Задачи:
1. Использовать здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии в управлении, обучении и воспитании, организовать работу по сохранению и укреплению здоровья учащихся и формированию здорового образа жизни.
2. Усилить мотивацию педагогов на освоение инновационных педагогических технологий обучения и воспитания.
3. Обеспечить психологически комфортную образовательную среду для общего интеллектуального, нравственного и физического развития личности школьника. Развитие у учащихся интеллектуальных, творческих способностей.
4. Продолжать работу по реализации принципа индивидуального подхода в обучении и воспитании, опираясь на психолого-педагогические исследования, составления технологической карты индивидуального развития учащихся.
5. Продолжить работу по реализации преемственности ДОУ и начального общего образования, начального общего и основного общего образования.
6. Продолжить дальнейший рост профессионального мастерства учителей школы (курсы повышения квалификации, семинары, открытые уроки с целью обмена опытом, выступление на ШМО и педагогических советах).
7.Формирование общеучебных умений и навыков.
Образовательная деятельность реализовывалась учебным планом, разработанным на основе Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ с учетом аналитических данных по результатам прохождения учебных программ в 2009-2010 учебном году, преемственности учебных программ, а так же с учетом обязательного минимума содержания образовательных программ и потребностей обучаемых.
Номенклатура учебных предметов, реализующих федеральный компонент государственного образовательного стандарта, были представлены в инвариантной части учебного планов необходимым количеством часов с учетом предельно допустимой нагрузки, что позволяло создать единое образовательное пространство и гарантировало овладение выпускниками необходимым минимумом знаний, умений навыков, обеспечивающим возможность продолжения образования. Вариантная часть учебного плана, представленная обязательными занятиями по выбору учащихся, использовалась на усиление образовательных областей инвариантной части, на изучение предметов регионального и школьного компонентов.
Применение здоровьесберегающих технологии в учебно-воспитательном процессе:
I. здоровьесберегающая образовательная среда и применение здоровьесберегающих педагогических технологий:
n Экологические здоровьесберегающие технологии;
n Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности;
n Организационно-педагогические технологии;
n Психолого-педагогические технологии
II. пропаганда здорового образа жизни, воспитание «культуры здоровья»:
n учебно-воспитательные технологии;
n социально адаптирующие технологии;
n личностно-развивающие технологии
III. оздоровительные и лечебно профилактические мероприятия:
n лечебно-оздоровительные технологии
n мониторинги здоровья
Здоровьесберегающие технологии, применяемые в образовательном процессе
Название здоровьесберегающей технологии | Испльзование здоровьесберегающей технологии | Автор | Выводы | |
В учебное время | В дополнительном образовании | |||
Технология развивающего обучения | Ориентация на «зону ближайшего развития» ученика при построении его индивидуальной образовательной программы. | Элькоин Д.Б. Давыдов В.В | Учёт в максимальной степени способности ученика, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий. Обеспечение ситуации успеха. | |
Личностно-ориентированное обучение | создание условий для развития успешной личности | Якиманская И.С. | ||
Технология раскрепощённого развития детей ( элементы) | Учебные занятия в классе проводятся в режиме смены динамических поз, для чего используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью. Для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке используются схемы зрительных траекторий, Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно активизирующий заряд для всего организма. | Базарный В. Ф. | Результатами упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация; развитие зрительно-моторной реакции, в частности скорости ориентации в пространстве. | |
Технология психологического сопровождения учебной группы | Активное участие педагогов- психологов в образовательном процессе школы, определение индивидуального маршрута обучения и воспитания детей | Громов М. Ю. и. Смирнов Н. К | Превращение школьного психолога в одну из ключевых фигур учебно-воспитательного процесса, позволяет снизить уровень эмоциональной напряженности в детском коллективе, предотвратить детскую дезадаптацию, спрогнозировать дальнейшее индивидуально –личностное развитей ребёнка | |
Технология Дыхательная гимнастика Стрельниковой | Применяется на уроках ЛФК и занятиях кружков певческо- хоровой направленности | Стрельникова А.Н | Дыхательная гимнастика снимает усталость, бодрит, повышает жизненный тонус, улучшает настроение, память, что особенно важно для школьников | |
Комплекс занятий при сердечно-сосудистых заболеваниях | Применяется на уроках ЛФК | Машков В.Н. | предупреждение отставания ребенка в развитии путем восполнения дефицита движений и применения специально подобранных упражнений для непосредственно лечебных, корригирующих воздействий при определенных заболеваниях. | |
Арттерапия | Применяется на уроках изобразительного искусства, на занятиях педагогов- психологов, на занятиях кружков ДО художественно-изобразительной направленности. | Лебедева Л.Д. | Профилактика и самокоррекциия негативных психоэмоциональных состояний школьников, стимулирование процессов внутреннего психического развития: самопознания, саморазвития и самотерапии средствами искусства. | |
Большое внимание в школе уделяется формированию у учащихся понятий о здоровом образе жизни, проводятся беседы медицинской сестры, лекции, классные часы по профилактике табакокурения и наркомании, занятия по обучению оказанию первой медицинской помощи, кроме того проводится лекторий для родителей.
В целях повышения культуры родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья учащихся на родительских собраниях проводятся беседы по гигиене, режиме дня школьников, правильном и здоровом питании, о вреде употребления алкогольных напитков, наркотиков, табакокурения. Проведённые беседы дают положительные результаты.
В целях повышения культуры учащихся в школе проводится цикл лекций о гигиене и правильном питании, здоровьеформировании, проходят классные часы, проводятся Дни здоровья. В учебный план включен «урок ритмики», Традиционными стали такие мероприятия как: соревнования по подвижным играм, спортивные соревнования, спортивная эстафета «самый спортивный класс», «Веселые старты », школьная спартакиада.
Большое внимание вопросам здоровья уделяется на педагогических советах, административных совещаниях, на заседаниях родительской общественности. Рассматриваются следующие вопросы: итоги контроля за санитарно-гигиеническими условиями в образовательном учреждении, результаты профилактических осмотров школьников, оздоровительные мероприятия для школьников в период каникул, пути оздоровления школьников с выявленными отклонениями в состоянии здоровья, с хроническими заболеваниями, профилактика детского травматизма травматизма, санитарно-гигиеническое состояние буфета, контроль за состоянием фактического питания и анализа качества питания, роль родителей в оздоровительном направлении работы образовательного учреждения.
2. Содержание образовательной деятельности
2.1 Образовательная программа, концепция развития учреждения
Образовательная программа ГОУ СОШ № 464 разработана по модульному принципу, содержит элементы концепции развития образовательного учреждения на ближайшую перспективу. Образовательная программа рассчитана на 1 год (2010 – 2011 г.г.)
В Образовательной программе отражена стратегическая цель – создание условий и инновационных механизмов развития системы школьного образования как основы формирования личности адаптированной в социуме
Основываясь на анализе сложившейся ситуации в окружающем школу социуме, педагогический коллектив пришел к выводу о необходимости в своей работе реализовывать принципы доступности, непрерывности и вариативности образования, а в качестве приоритетных выделяет следующие направления деятельности школы:
1. Провести анализ существующей образовательной практики школы.
2. Обеспечить укрепление психологического и физического здоровья всех участников образовательного процесса. Совершенствовать безопасную среду для обучающихся.
3. Провести мониторинг промежуточных и итоговых результатов реализации программы для определения дальнейшего инновационного развития образовательного учреждения с целью создания единого пространства, способствующего переходу на качественно новое образование в условиях сохранения и развития здоровья обучающихся.
4. Построение в образовательном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для адаптации, социализации, обучения, воспитания и полного достижения развития личности учащегося через интеграцию базового и дополнительного образования;
5. Формирование у обучающихся положительного отношения к учению как главному условию личного роста, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешные виды деятельности (учебную, творческую, проектно-исследовательскую, коммуникативную, трудовую и др.);
6. Привлечение к работе высококвалифицированных специалистов, имеющих возможность не только обеспечить усиленный индивидуализированный процесс сопровождения, обучения и воспитания, но и активно участвовать в работе школы в режиме развития;
7. Изменение общественного сознания по отношению к детям с особыми образовательными потребностями и особенностями в развитии.
Миссия школы - «Каждому ребенку здоровье, образование, равные возможности и защиту на пути к гуманному миру».
В ходе реализации Образовательной программы и Программы развития (2006 – 2011 г.г.) перед коллективом школы стоят следующие задачи:
- Реализация основных направлений приоритетного национального проекта «Образование»
- Обеспечение качества и доступности образовательных услуг для всех категорий детей ЦАО
- Формирование детско-взрослых общностей и школьных укладов на основе технологии социального проектирования
- Использование ресурсов дополнительного образования, интеграция основного и дополнительного образования
- Развитие школьной информационной среды и интерактивных технологий для обеспечения доступности образования, максимального удовлетворения различных образовательных потребностей
- Развитие системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса
- Формирование здоровьесбереающей среды образовательных учреждений, формирование навыков здорового образа жизни всех участников образовательного процесса
- Дальнейшее развитие инклюзивного образования по принципу выстраивания «образовательных вертикалей» для детей-инвалидов Обеспечение равных стартовых возможностей в получении образовательных услуг детьми-инвалидами
- Создание системы мониторинга и контроля за реализацией Программы.
2.2 Принципы с оставления учебного плана
Учебный план общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы «Школа здоровья» № 464 разработан на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, федерального Базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312).
Нормативной правовой основой школьного учебного плана являются:
Конституция РФ (ст. 43, 44);
- Закон РФ «Об образовании» (ст. 2, 6, 7);
- Закон РФ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ (ст. 16);
- Постановление Правительства РФ от 17.12.2001 № 871 «О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности»;
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 (приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002. № 393);
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ Министерства образования РФ от 18.07.2002. №2783).
Учебный план школы – нормативный правовой акт, устанавливающий перечень учебных предметов и объем учебного времени, отводимого на их изучение по ступеням общего образования и учебным годам.
В структуре учебного плана сохранены без изменения принципиальные положения и нормативные основы федерального базисного учебного плана. В рамках компетенций, установленных действующим законодательством и федеральным Базисным учебным планом были учтены и конкретизированы следующие нормы и положения:
использован модульный подход, построение учебного плана на принципах дифференциации, вариативности, непрерывности и последовательности;
Компонент образовательного учреждения использован для введения новых учебных предметов и спецкурсов (обязательных для учащихся профильных классов), для введения факультативных курсов (курсов по выбору, которые не являются обязательной нагрузкой для всех учащихся), для проведения индивидуальных и групповых занятий. Компонент образовательного учреждения согласовывается с членами педагогического совета. Региональный базисный учебный план для 1-4 классов устанавливает 4-летний нормативный срок освоения государственных образовательных программ начального общего образования. Продолжительность учебного года: 1 класс – 33 учебные недели (допускается только 5-дневная учебная неделя), 2-4 классы – не менее 34 учебных недель. Продолжительность урока для 1 класса - 35 минут, для 2-4 классов – 35-45 минут. При 35-минутной продолжительности уроков во 2-4 классах максимально допустимая недельная нагрузка при 5-дневной учебной неделе – 25 часов. Структура учебного года, продолжительность уроков обсуждается на педагогическом и методическом советах.
Для 5-9 классов на весь 5-летний нормативный срок освоения государственных образовательных программ основного общего образования продолжительность учебного года устанавливается в пределах 34 учебных недель, продолжительность урока – 45 минут. Данные вопросы обсуждаются на педагогическом совете.
Для 10-11 классов продолжительность учебного года составляет 34 учебных недель (без учета периода государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных учреждений), продолжительность урока – 45 минут. Принципы построения и нормативы учебного плана обеспечивают условия для реализации различных вариантов профильного обучения в 10-11 классах.
Учебный план школы устанавливает деление классов на две группы при проведении учебных занятий по «Русскому языку», «Математике», «Иностранному языку» (2-11 классы), «Технологии» (5-8 классы), а также по «Информатике и ИКТ», Географии, «Биологии», «Физике» и «Химии» (во время проведения практических занятий), при организации профильного обучения в 10-11 классах.
Начальное общее образование
Обязательные для изучения в начальной школе учебные предметы
Русский язык, Литературное чтение, Иностранный язык, Математика, Окружающий мир, Изобразительное искусство, Музыка, Информатика и информационно-коммуникационные технологии, Технология, Физическая культура.
Образовательная область «Филология» включает изучение «Русского языка» (1-4 классы), «Литературного чтения» (1-4 классы) и «Иностранного языка» (2-4 классы). «Иностранный язык» во 2-4 классах выделяется по 3 часа в неделю. Если три часа выделяются, следует уделить особое внимание координации курса иностранного языка и курсов русского языка и литературного чтения, развитию общеязыковой, коммуникативной компетентности, русскоязычной грамотности, навыков скорописи и компьютерного набора текста. Тем самым, часы, выделяемые на иностранный язык, будут использоваться и для освоения важных элементов родного языка. Важно реализовывать цели освоения русского языка и литературного чтения и в таких областях, как «Окружающий мир», «Искусство, технология», «Музыка». Это может находить отражение и в учебном планировании для соответствующих предметов.
Образовательная область «Математика» входят: математика, алгебра, геометрия, алгебра и начала анализа.
«Информатики и ИКТ» (в 1-4 классах начальной школы).
Образовательная область «Окружающий мир» в 1-4 классах допускает интегративное изучение предметов: «Окружающий мир», «Технология», «ОБЖ», «Москвоведение», «Литературное чтение».
Образовательная область «Физическая культура» в 1-4 классах предполагает интегративное изучение предмета «ОБЖ». Образовательная область «Искусство, технология» допускает интегративное изучение предметов: «Изобразительное искусство», «Художественный труд», «Технология», ОБЖ, «Литературное чтение». Учебный предмет «Изобразительное искусство» 1 час в неделю. Учебный предмет «Музыка» допускает интегративное изучение литературного чтения. «Музыка»(1-7кл.)
Учебный предмет «Технология» изучается интегративно в образовательных областях «Окружающий мир» и «Искусство», в 1 -4 классах.
Интеграция в начальной школе играет принципиальную роль. Это определяется следующими факторами:
· особо жесткое противоречие между распределением содержания по предметам и гигиеническими ограничениями;
• потребность учащихся в целостном восприятии мира;
• практика работы одного основного учителя, охватывающей подавляющее число предметов и часов.
Основное общее образование.
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования устанавливает обязательные для изучения учебные предметы:
Русский язык. В федеральном Базисном учебном плане на изучение русского языка на второй ступени образования (5-9 классы) отводится: по 6 часов в неделю – в 5-6 классах, 4 часа – в 7 классе, 3 часа – в 8 классе и 2 часа – в 9 классе.5-6 класс – 210 часов в год; 7 класс – 140 часов в год; 8 класс – 105 часов в год;
9 класс – 70 часов в год. На преподавание русского языка учебный план школы предусматривает дополнительный 1 час в 8-9 классах за счет школьного компонента с целью отработки государственного стандарта образования и дальнейшей подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ГИА. Подобный вариант распределения учебных часов предполагается во всех действующих программах по русскому языку, утвержденных Министерством образования и науки, и соответствует современным учебно-методическим комплексам.
Литература. В учебном плане школы на изучение литературы на второй ступени образования (5-9 классы) отводится 385 часов, которые распределены следующим образом: 5-8 классы – по 70 часов в год (2 часа в неделю); 9 класс – 105 часов в год (3 часа в неделю). Данный вариант распределения часов учитывает требования программ по литературе, утвержденных Министерством образования и науки и соответствует современным учебно-методическим комплексам.
Иностранный язык. В целях реализации задачи «обеспечения освоения выпускниками школы иностранного языка на функциональном уровне» в 5-9 классах на его изучение отводится по 105 часов в год, или по 3 часа в неделю в каждом из этих классов, что соответствует учебно-методическим комплексам. При проведении занятий по иностранному языку осуществляется деление классов на две группы.
Математика. В федеральный компонент образовательной области «Математика» входят разделы: арифметика, алгебра, геометрия, элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей. (5 часов в неделю в 5-6 классах и 6 часов в неделю в 7-9 классах).
Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), направленные на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, изучаются в 5-9-ых классах за счет школьного компонента как самостоятельный учебный предмет по 1 часу в неделю.
Обществознание. В изучении данного курса в основной школе происходят серьезные изменения: его преподавание осуществляется с 6 по 9 класс в качестве предмета федерального компонента Базисного учебного плана (по 35 часов в год или по 1 часу в неделю в каждой параллели). Учебный предмет является интегрированным, построен по модульному принципу и включает содержательные разделы: «Общество», «Человек», «Социальная сфера», «Политика», «Экономика» и «Право».
Биология и география. Учебный предмет «Биология» сокращен до 1,5 недельного часа в 6-ых классах за счет разгрузки его морфолого-анатомического и систематического содержания по биологии растений, грибов, лишайников в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования. Сложный для усвоения материал перенесен в старшую школу. Одновременно значительно расширен в учебном предмете содержательный модуль «Человек». Учебный предмет «Природоведение» изучается 2 раза в неделю в 5-ых классах. «Физическая география» с 7-8 классы по 2 часа в неделю (в 6-м классе 1,5 часа за счет дополнительного часа школьного компонента), в 9-ых классах преподается курс «Экономической географии» 2 часа в неделю. При составлении расписания эти два предмета из области «Естествознание» регулируются по полугодиям, а именно: в первом полугодии «Биология» проводится 2 часа в неделю, а «География» - 1 час в неделю. Во втором полугодии «Биология» проводится 1 час в неделю, а «География» - 2 часа в неделю.
Технология. На ступени основного общего образования на изучение технологии в 5-8 классах выделено 2 часа в неделю. В 9 классе 2 часа учебного предмета «Технология» ведутся за счет школьного компонента и выделены по 1 часу в неделю на предметы «Информационные технологии» и «Профориентация и предпрофильная подготовка».
Искусство (Музыка и Изобразительное искусство)Продолжение »