САМООБСЛЕДОВАНИЕ
Государственного образовательного учреждения
средней общеобразовательной школы
«Школы здоровья» № 464
Центрального окружного управления образования
Департамента образования города Москвы
1. Общие вопросы:
1.1. Общая характеристика учреждения, ступени его развития
за последние 2 года.
Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Школа здоровья» № 464 (сокращенное название ГОУ СОШ №464.
ГОУ СОШ №464 функционирует на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности: серия А № 225813, Регистрационный номер 020674 от 27 сентября 2006 года, срок действия лицензии: по 27 сентября 2011 года.
Основные принципы деятельности образовательного учреждения регламентированы Уставом школы, принятым на конференции школьного коллектива протокол № 1 от 16 января 2006 года, утверждённый руководителем Департамента образования города Москвы Л.П.Кезиной 05 мая 2006 года и зарегистрированный 18 мая 2006 года Межрайонной инспекцией федеральной налоговой службы № 46 по г. Москве за государственным номером 8067746420305.
Юридический и фактический адрес школы: 109316 г. Москва, улица Талалихина, дом 20, стр.1; телефон (495) 670-94-20
На основании лицензии школа осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями образовательных программ трех ступеней образования:
1 ступень – начальное образование – 4 года;
2 ступень – основное общее образование – 5 лет;
3 ступень – среднее (полное) общее образование – 2 года.
Дополнительное образование осуществляется по программам следующих направленностей:
- художественно-эстетической;
- культурологической;
- физкультурно-спортивной;
- научно-технической.
Нормативный срок освоения программ от 1 года до 5 лет.
Школа расположена в Центральном административном округе города Москвы, в районе «Таганка». Здание школы построено в 1936 году по типовому проекту и рассчитано на 500 учащихся. В школе - 26 кабинета, 8 – начальная школа, 3 - русский язык и литература, 2 – математика, 3 – иностранный язык, 1 – физика, 1 – химия, 2 – история, 1 – биология, 1 – географии, 1 - компьютерный класс, 1 - библиотека, читальный зал, 1 - кабинет обслуживающего труда, 1 - столярно-слесарная мастерская, 1 – музыка, актовый зал, тренажерный зал, зал ЛФК, спортивный зал, школьный музей боевой славы «1-й Гвардейской Пролетарской Московско-Минской ордена Ленина, дважды Краснознаменной, орденов Суворова и Кутузова мотострелковой дивизии», медицинский кабинет, стоматологический кабинет, 5 - административных кабинетов, 2 служебных помещения, 1- медицинский кабинет, 1 – стоматологический кабинет, медицинский профилактический центр.
Школа участвует в работе городских экспериментальной площадок:
ГЭП II уровня: «Разработка условий для построения инклюзивной образовательной среды в учреждениях разных типов и видов», научный руководитель: Семаго Наталия Яковлевна, кандидат психологических наук, доцент МГППУ, руководитель Городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования. Сроки эксперимента:2010-2013 гг.
ГЭП I уровня:« Открытая система школьных мониторингов здоровья - прогностический и корректирующий блок формирования школьной образовательной среды», научный руководитель : Носкин Валентин Алексеевич, доктор физ.-мат. наук, профессор, зам. директора Московского Центра качества образования. Сроки эксперимента 2010 - 2013 гг.
С 01 сентября 2006 года в школе функционирует профильная информационно-технологическая подгруппа на базе 10-11 классов.
1.2. Анализ контингента учащихся
Учебный год | Количество классов | Количество учащихся |
2008/2009 | 19 | 472 |
2009/2010 | 20 | 489 |
2010/2011 | 20 | 463 |
Проектная мощность | 20 | 500 |
Анализ данных позволяет сделать вывод, что контингент учащихся увеличивается. Это можно объяснить развитием района Таганка, строительством нового микрорайона, положительными отзывами родителей о работе школы, высоким рейтингом школы среди школ округа. Контингент учащихся ГОУ СОШ № 464 довольно разнороден. Итоги социальной диагностики микрорайона, а также данные обследования уровня личностного развития детей, обучающихся в ОУ, выявили довольно пеструю картину, на которой представлена вся шкала развития: от детей с высоким уровнем развития, обладающих интеллектуальными, музыкальными, художественными способностями, спортивными до детей с задержкой психического развития и ослабленным умственным развитием. Вследствие этого весьма важен анализ динамики социального состава учащихся и социального статуса их семей.
СВЕДЕНИЯ ОБ ИЗМЕНЕНИИ СОЦИАЛЬНОГО СОСТАВА УЧАЩИХСЯ
Показатель | 2009/2010 уч.год | 2010-2011 уч.год | ||
Кол-во | % | Кол-во | % | |
Кол-во учащихся, обучающихся в ОУ. Из них: | 489 | 100 | 463 | 100 |
1.Дети из полных семей | 384 | 78,5 | 341 | 73 |
2.Дети из неполных семей | 105 | 21 | 122 | 26 |
3.Дети из многодетных семей | 34 | 7 | 32 | 7 |
4.Дети из социально незащищенных семей | 116 | 23 | 95 | 20,5 |
5.Дети, находящиеся под опекой | 6 | 1,2 | 6 | 1,2 |
6.Дети-сироты | 2 | 0,4 | 2 | 0,4 |
7.Дети-инвалиды | 11 | 2,2 | 9 | 1,9 |
8.Дети из неблагополучных семей | 0 | 0 | 2 | 0,4 |
09.Уч-ся, стоящие на ВШК | 6 | 1,2 | 2 | 0,4 |
10.Уч-ся, стоящие на учете в милиции | 0 | 0 | 0 | 0 |
11.Уч-ся, активно принимающие участие в школьных мероприятиях | 220 | 45 | 200 | 43 |
СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС РОДИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ
Категории | 2009-2010 уч.год | 2010-2011 уч.год |
% | % | |
Служащие | 66 | 69 |
Рабочие | 18 | 16 |
Предприниматели | 12 | 13 |
Пенсионеры | 4 | 2 |
УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ
Образование | 2009-2010 уч.год | 2010-2011 уч.год |
| % | % |
Высшее | 53 | 53 |
Сред.-техн.(спец.) | 40 | 41 |
Среднее | 6 | 6 |
Неполное среднее | 1 | 0 |
Анализ таблиц позволяет сделать вывод: так как в школе обучается большой процент детей из многодетных, социально-незащищенных семей необходимо развивать систему работы с данными категориями учащихся и их родителями (законными представителями). Большая доля ответственности за процесс социального формирования ребенка, а также его личностное и психологическое развитие лежит на родителях, которые должны обеспечивать детям условия жизни, необходимые для всестороннего развития ребенка. Школа оказывает содействие в выявлении неблагополучных семей с целью принятия своевременных мер по защите прав детей и оказанию им необходимой помощи, старается изменить микроклимат в семье, чтобы не потерять растущего в ней человека.
1.3. Состояние здоровья учащихся.
Одним из показателей качества образовательной среды в целом и образовательного процесса в частности является динамика состояния здоровья учащихся и их физической подготовленности. Здоровье сберегающая среда - это среда, построенная на основных принципах здоровьесбережения, повышающая удовлетворенность жизнью, качество жизни, трудовой и нравственный потенциал человека. Главная задача образования - создание условий, снижающих негативное воздействие образовательного процесса на организм, и вырабатывающих у подрастающего поколения ключевые компонентности, обеспечивающих здоровый образ жизни.
Анализ общей заболеваемости учащихся школы по представленным справкам
| 1а | 1б | 2а | 2б | 3а | 3б | 4а | 4б | 5а | 5б | 6а | 6б | 7а | 7б | 8а | 8б | 9 а |
| 9б |
| 10а | итого |
ангина | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 2 | 3 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 |
|
|
| 1 | 1 |
|
|
| 1 | 21 |
астма |
|
|
| 1 |
|
|
|
|
| 1 | 1 |
|
|
|
|
| 1 |
| 1 |
|
| 4 |
бронхит | 5 | 5 | 4 | 7 | 1 | 1 | 3 | 1 | 1 | 3 | 1 |
| 4 | 1 | 4 |
| 1 | 2 |
|
| 1 | 45 |
ВСД | 2 | 3 | 3 | 3 | 1 | 1 | 2 | 1 | 3 | 3 | 1 | 1 | 1 | 3 | 2 | 3 | 3 |
| 2 |
| 3 | 40 |
ларингит |
| 1 |
|
|
|
| 1 | 1 |
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4 |
ОРВИ | 9 | 8 | 9 | 6 | 7 | 5 | 3 | 5 | 6 | 1 | 6 | 4 | 4 | 8 | 5 | 6 | 6 |
| 4 |
| 12 | 105 |
отит |
|
|
| 1 |
| 1 |
| 3 |
|
|
|
|
|
| 2 | 1 |
|
|
|
|
| 8 |
ПМК |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
пневмония | 1 | 1 |
| 1 |
|
|
|
|
| 1 | 3 | 1 |
| 2 | 1 | 1 |
|
|
|
|
| 12 |
трахеит | 1 |
| 1 |
| 1 | 3 |
|
|
|
|
| 1 |
| 1 |
|
|
|
|
|
| 1 | 9 |
тонзиллит | 1 |
|
| 1 |
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
| 1 | 5 |
Итого | 19 | 21 | 18 | 21 | 11 | 11 | 12 | 12 | 11 | 11 | 14 | 9 | 9 | 15 | 13 | 12 | 10 |
| 9 |
| 19 | 325 |
Группы здоровья
Распределение детей по группам здоровья в 2009/2010уч.г.
Группа | 1 ступень | 2 ступень | Всего | |||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | |
1 | 45 | 9 | 129 | 27 | 174 | 36 |
2 | 101 | 21 | 139 | 29 | 240 | 53.3 |
3 | 23 | 5 | 16 | 3.4 | 41 | 8.4 |
инвалиды | 4 | 0.8 | 7 | 1.46 | 11 | 2.3 |
Распределение детей по группам здоровья в 2010/2011уч.г.
Группа | 1 ступень | 2 ступень | Всего | |||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | |
1 | 30 | 6 | 124 | 27 | 154 | 33 |
2 | 105 | 23 | 143 | 31 | 248 | 54 |
3 | 34 | 7 | 21 | 11 | 55 | 11.1 |
инвалиды | 4 | 0.9 | 4 | 0.9 | 8 | 1.9 |
Сравнение распределения учащихся по группам здоровья показывает, что данные величины являются достаточно стабильными. У учащихся школы стабильно увеличивается процент детей, относящихся ко второй группе здоровья, и сокращается – к третьей группе. Можно прогнозировать, что обеспечение комплексом физиотерапевтических процедур, профилактической направленности (ингаляции и бальнотерапия) обеспечило более положительную динамику в сохранении здоровья обучающихся.
С 2000 года в школе работает оздоровительно-профилактический центр, созданный на основании приказа Министерства образования России от 15.05.2000г. №1418 в целях реализации программ «Столичное образование» и «Образование и здоровье» (работа центра описана в п. 8).
1.4.Защита от перегрузок.
Выполнение норм предельно допустимой аудиторной нагрузки, норм домашнего задания, отслеживание заданий большого объем ( рефераты, творческие задания ) и соответственно сокращение Д/З по другим предметам. Занятия во второй половине проводятся через час после окончания уроков, занятость во второй половине осуществляется по личным интересам учащихся в индивидуальной форме.
Соблюдение адаптационного периода в 1-х классах.
Разъяснительная работа с родителями: ознакомление с учебным планом и нормативами по режиму дня в начальной школе, по режиму подготовки к экзаменам.
Двигательный режим обучающихся в учебное и вне учебное время.
Виды занятий физической культуры | Формы проведения |
1. Утренняя гимнастика: -проводят в реакриациях школы | - танцевальный комплекс упражнений под музыку (включающий элементы дыхательной гимнастики, упражнения для коррекции осанки и т.п.) |
2.Динамические паузы на уроках | - игровые задания с педагогом(стоя, сидя) |
3. Динамический час (на улице, в актовом зале) | - обязательная прогулка; - занятия корригирующей гимнастикой (по группам); - ритмика (по группам); - горный воздух (по группам). |
4.Динамические перемены | - подвижные игры; -танцевальные комплексы под музыку; - спортивные игры (в спортивном зале).
|
5.Спортивные секции (по расписанию) | -11 видов |
В феврале 2010 года проводились анкетирования:
1. « Исследование состояния здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды образовательного учреждения глазами учащихся школы».
Цель: оценка эффективности работы «школы здоровья» глазами детей
Задачи:
n Определить активность участия детей в оздоровительных и спортивных мероприятиях школы, подготовке и проведению соревнований, акций, утренних зарядок, конкурсов и проч.
n Выявить степень психологической комфортности детей в образовательном учреждении; определить позицию учащихся к негативным явлениям в школе
n Определить уровень удовлетворённости детей отношениями со всеми участниками образовательного процесса.
2. «Отношение школьников к своему здоровью»
Цель: Обоснование педагогической технологии здоровьесбережения на основе результатов психологической диагностики участников образовательного процесса.
Задачи:
n Изучение уровня отношения к здоровью учащихся
n Раскрытие психологических резервов личности и учащихся
n Определение траектории совместной работы педагогов, психологов, логопедов и социальных педагогов.
Результаты мониторингов исследований позволяют выделить причины имеющегося состояния здоровья и наметить пути по сохранению и укреплению здоровья.
Пути по сохранению и укреплению здоровья учащихся
| ||
Причины
| Пути преодоления
| Результаты
|
Внешкольные факторы
| ||
Нарастающее влияние всего комплекса неблагоприятных факторов внешней среды, загрязнение биосферы в городе | Активное участие в социальных проектах, направленных на оздоровление экологии города. | Создание благоприятного микроклимата на территории школы, в школе, участие в уборке территории района. Проведение экологических исследований и выход с предложениями на уровень муниципалитета. |
Школьные факторы
| ||
Недостаточная сбалансированность управленческих решений и организации деятельности | * Организация учебного процесса в соответствии с нормами техники безопасности. * Организация мероприятий и условий по формированию у обучающихся здорового образа жизни. * Использование базисного плана, позволяющего разумно регулировать учебные нагрузки с учетом развития и здоровья ребенка, с учетом его интересов и профилизации обучения. * Интенсификация работы психологической службы школы. * Создание зон психологической разгрузки учащихся. * Витаминизация школьников, усиленное рациональное питание. * Разработка оздоровительных мероприятий по профилактике и коррекции нарушения зрения учащихся. * Профилактика алкоголизма и наркомании в процессе всех обучающих и воспитывающих мероприятий. * Сотрудничество с поликлиникой. * Сотрудничество со стоматологической городской поликлиникой. * Постоянный медицинский контроль, диспансеризация школьников, принимать действенные меры по недопущению в школе в случаях инфекционных заболеваний. * Организация горячего 2-разового питания, соблюдение питьевого режима, организация буфета. * Разработка и внедрение системы мер по поддержанию чистоты и порядка в школе и на при школьной территории, соблюдение режима проветривания. | * Приведение в соответствие с санитарными правилами СП 2.4.2.1178-02 гигиенических аспектов организации учебно-воспитательного процесса. * Соблюдение санитарно-гигиенических, санитарно-медицинских, противопожарных норм в образовательных учреждениях. * Реализация государственных стандартов общего образования, обеспечивающих разгрузку содержания школьного образования в интересах сохранения здоровья учащихся. * Обучение учащихся по программам, соответствующим их возможностям, способностям, уровню здоровья. * Укрепление материально-технической базы образовательных учреждений через обеспечение новыми комплектами школьных парт. * Повышение эффективности и качества оказания медицинской помощи школьникам. * Формирование в педагогическом коллективе понимания приоритетности проблем состояния и укрепления здоровья детей и подростков. * Активизация деятельности по усилению просветительской работы в области здорового образа жизни. * Создание и внедрение уже имеющихся и новых программ сохранения здоровья школьников. * Улучшение питания школьников, увеличение охвата горячим питанием до 70% школьников (без учета буфетной продукции). * Уменьшение случаев появления близорукости. * Уменьшение числа курящих школьников. * Уменьшение процента школьников, показывающих высокий уровень школьной тревожности. |
Недостаточное внимание к двигательной активности и физической культуре ребенка. | * Организация учебно-воспитательного процесса с учетом строгого соблюдения санитарно-гигиенических требований. * Проведение внутришкольного контроля за организацией двигательной активности на разных этапах обучения. * Усиление физкультурно-массовой работы. * Проведение общешкольных оздоровительных мероприятий – Дней здоровья. * Профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательной системы, коррекция осанки и т.д. * Разработка комплекса физкультурно-оздоровительной работы (динамический час, физкультпауза на уроках). | * Сокращение количества простудных заболеваний на 12%. * Уменьшение случаев появления нарушения осанки на 6%. * Организация «двигательных перемен» для учащихся 1-й, 2-й ступеней образования. |
Некоторая перенагрузка учебным материалом. | * Построение учебно-воспитательного процесса на основе здоровьесберегающих технологий. * Введение интегрированных курсов. * Разработка индивидуальных образовательных маршрутов с учетом физических возможностей ребенка. * Оптимизация учебной нагрузки. * Рациональная организация урока. * Индивидуализация педагогических воздействий учителя. | * Снятие перенагрузки учащихся и освобождение времени на двигательную активность. * Организация мониторинга охвата учащихся занятиями в спортивных секциях. * Доведение уровня посещаемости кружков ДОУ до 97%. * Создание индивидуальных учебных планов. |
Недостаточная компетенция педагогов в вопросах физиологических особенностей развития ребенка. | * Разработка комплекса совместных мероприятий с детской поликлиникой города, реабилитации и оздоровлению обучающихся. * Подготовка педагогов к индивидуальной работе с детьми, имеющими психоневрологические нарушения. | * Организация работы постоянного семинара для педагогов по реализации программы «Здоровье» |
Нарастающий социально-психологический стресс, связанный с необходимостью окончания школы и дальнейшего жизнеустройства. | * Организация педагогического лектория по вопросам психологического здоровья школьников. * Организация прямого прикрепления психологов и медиков к конкретным группам обучающихся в зависимости от состояния их здоровья. * Организация работы центра по профориентации учащихся. | Реализация деятельности внутришкольного центра по профориентации и, как следствие, снятие психологической напряженности по выбору профессии. |
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ЗДО… Продолжение »