…зовательных стандартов образования. | ||||
Развитие исследовательских навыков | Элементы технологии используются на всех предметах базового компонента. Полностью используется на уроках: литературы, истории, биологии, химии | 70% | Развитие исследовательских навыков в процессе обучения на одном уроке и версии уроков с последующей презентацией результатов работы | Презентация работ учащихся с использованием ИКТ |
Проектные методы обучения | МХК биология, и история, литература, МХК лит | 90% | Достижение прагматических результатов, выход проектов за рамки предметного содержания, переход на уровень социально значимых результатов | Использование технологии: - как предоставление обучающимся права решения социальных проблем в рамках возможности школы. |
Технология « Дебаты» | История, обществознаниелитература | 70% | Развитие навыков публичных выступлений | Выступление на конференциях учащихся. |
Обучение в сотрудничестве ( командная, групповая работа) | Все предметы базового компонента | 70% | Развитие взаимоответственности, способности обучаться в силу собственных возможностей при поддержке своих товарищей. Разработка новых подходов к объяснению материала | Формирование малых групп с индивидуальными планами обучения в процессе формирование пред профильного обучения. |
Реализация Образовательной программы.
Образовательный процесс в школе организуется с учётом повышенной утомляемости обучающихся: учебные занятия в первую смену, продолжительность уроков 40 минут, имеется группа продлённого дня, бесплатное двухразовое питание (завтрак, обед).
Продолжается работа медико-социально-психолого-педагогической службы.
Задачи медико – социально -психолого-педагогического сопровождения:
-систематическое отслеживание особенностей психологического развития ребенка на различных этапах обучения;
- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы выбора образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
-создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении;
- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.
По итогам обследования, заключения специалистов школы (врача, учителя, логопеда, психолога) отражаются в индивидуальных картах психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка по следующим направлениям:
Врач: |
|
Учитель: |
|
Педагог-психолог: |
|
Учитель-логопед: |
|
Таким образом, индивидуальная карта сопровождения составляется на основе полной информации о ребенке с выделением актуальных задач каждым специалистом в системе сопровождения. Это дает возможность каждому специалисту, работающему с ребенком знать его индивидуальные особенности и соответственно с использованием здоровосберегающих технологий планировать индивидуальную образовательную траекторию в каждом случае.
Основные направления и содержание работы
медико-социальной психолого-педагогической службы.
Диагностика | Просвещение | Развитие и коррекция |
Дети | ||
Особенности личностного развития | Формирование социально-значимых потребностей и коммуникативных навыков | Личностных свойств и качеств Эмоционально-волевых особенностей развития Речевых нарушений |
Родители | ||
Родительской установки Способов воспитательного воздействия Характера внутрисемейных отношений | Знакомство с особенностями психического развития ребенка на разных возрастных этапах Знакомство с лучшим опытом семейного воспитания | Формирование позитивных установок по отношению к ребенку Коррекция родительской позиции в ее основных характеристиках |
В процессе работы с родителями решаются такие задачи как:
Результаты работы службы
Своевременная помощь специалистов ПМПк
С целью коррекции отклонений в развитии детей, ликвидации пробелов в знаниях проводятся индивидуальные и групповые коррекционные занятия (русский язык, математика, коррекция психических процессов) – совершенствование движений и сенсомоторного развития, коррекция отдельных сторон психической деятельности и эмоционально-личностной сферы, развитие основных мыслительных операций, развитие речи и т.д.
Обучающиеся, имеющие речевые нарушения, получают логопедическую помощь на специально организуемых логопедических занятиях (индивидуально или в группе из 2-5 человек). 2009-2010 учебном году поставлена цель:
- Определение структуры речевого дефекта и осуществление дифференцированного подхода в процессе коррекционно-логопедического воздействия.
Исходя из цели, были поставлены задачи:
1. Диагностика речевых нарушений при помощи традиционного логопедического обследования и тестовой диагностики;
2. Коррекция нарушений фонетико-фонематической стороны речи;
3. Совершенствование грамматического строя речи;
4. Уточнение и обогащение словаря;
5. Развитие психических процессов.
Было проведено фронтальное и индивидуальное углубленное обследование устной и письменной речи, проведена тестовая диагностика устной речи учащихся с задержкой психического развития.
На базе начальной школы работает логопед Озолина Ю.Н. В результате обследования учащихся начальной школы в начале года выявлено 55 учащихся с нарушениями речи, это на 9 человек меньше по сравнению с прошлым учебным годом, все учащихся в течение учебного года занимались у логопеда
Были скомплектованы логопедические группы с учетом речевых нарушений.
На каждого ребенка, имеющего нарушения речи были заведены речевые карты с индивидуальными речевыми профилями. Проводился мониторинг, который был отражен в речевых профилях (данные на начало, середину и конец учебного года).
Мониторинг нарушений речи за период 2009-2010 учебного года показывает, что у учащихся преобладает смешанный вид дисграфии, выраженной в нарушениях на почве языкового анализа и синтеза, искажение звукобуквенной структуры слова, недоразвитие оптико-пространственных представлений и замены букв по принципу оптического сходства, искаженное написание которых не связано с состоянием устной речи. Поэтому работа велась в этом направлении в соответствии с программой.
Выпущено с хорошей речью и значительным улучшением 15 человек, оставлено для продолжения коррекционной работы 30 человек.
Отмечается улучшение показателей фонематического восприятия и коррекции звукопроизношения, количество ошибок кинетического характера уменьшилось.
Связная речь, умение вступать в диалог находится на прежнем уровне.
Ошибки, которые связаны с неприменением правил, неполным усвоением правил русского языка объясняются слабостью и инертностью психических процессов.
Планирование деятельности психологической службы осуществляется в соответствии с направлениями, целями и задачами, предусмотренными документами МО РФ, регламентирующими деятельность психолога в образовательном учреждении.
Особенностью функционирования психологической службы школы является зависимость от целей и задач воспитательно-образовательной деятельности школы на текущий год, а также цикличностью и повторяемостью мероприятий и процедур психолого-педагогического сопровождения развития, обучения и воспитания обучающихся. Аналитическая справка в полной мере отражает эту особенность.
Основными направлениями деятельности педагогов-психологов являются:
- психологическое просвещение;
- психологическая профилактика;
- психологическое консультирование;
- психодиагностика;
- психологическое развитие и коррекция;
- методическая работа;
- самообразование;
- экспертная деятельность.
Перед педагогами-психологами поставлены следующие задачи:
* психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса;
* создание социально психологических условий для успешного обучения и воспитания;
* всестороннего, гармоничного развития личности ребенка с учетом его индивидуальных характерологических и психофизиологических особенностей, а также продуктивного движения ребенка в образовательном процессе;
* устранение эмоционального неблагополучия в педагогическом коллективе;
*Психологическое обеспечение в ОУ предоставлено на всех уровнях образовательного процесса и осуществляется со всеми его участниками (учащиеся, родители, педагоги).
Активное воздействие психолога на развитие личности ребенка осуществляется в различных формах. Педагоги-психологи ОУ участвуют в проектировании и организации образовательной сферы, оказывают помощь учащимся в их профессиональном и личностном самоопределении.
Обеспечение психологического сопровождения развития личности в образовательном процессе проводится на разных возрастных этапах.
При поступлении в школу реализуется программа «Преемственность» В ряду мероприятий - диагностирование у дошкольников комплекса когнитивных компонентов и психологической готовности к обучению в школе по методикам (Керн-Йерасик, Стребелева Е.В., Замбицявичене Э.Ф.) .
Уровень развития познавательных процессов и степень готовности к обучению в школе первоклассников определяется через углубленную диагностику. Для реализации используются программы научно-практического объединения « Иматон».
При переходе из начальной школы в среднюю( пятые классы) у учащихся диагностируется :
* Готовность к обучению в среднем звене.
* Выявляется его статус в группе.
* Оцениваются взаимоотношения с учителями с помощью социометрических методов, референтометрии.
* Определяются актуальный уровень развития, степень сформированности общеучебных умений и навыков.
* Диагностируются взаимоотношения со сверстниками. Эти мероприятия способствуют адаптации учащихся к условиям школьной среды.
Программа адаптации десятиклассников включает:
По заказу администрации школы, психологи проводят скрининговые исследования уровня воспитанности учащихся и социализированности личности (Афанасьев С.П.). Исследуется также и уровень школьной тревожности (методика Филлипса).
В начале учебного года проводится скрининговая диагностика уровня школьной мотивации всех обучающихся. Учителя, классные руководители получают необходимую информацию и рекомендации по организации коррекционной работы в классе с учетом причин школьной дезадаптации учащихся. Результаты психологических исследований доводятся до сведения педагогов на педсоветах, административных или оперативных совещаниях при директоре, даются необходимые индивидуальные консультации и рекомендации
Использование психодиагностических процедур, таких как:
* определение психолого-педагогического статуса ребенка,
* изучение его познавательной, мотивационной деятельности и эмоциональной сферы (Психологический климат класса, «Несуществующее животное», «Пиктограммы», «Автопортрет»),
* выявление причин тревожности,
* исследование личностной и ситуативной тревожности ( методика Ханин-Спилбергер),
* агрессивности учащихся (методика Баса-Дарки) помогает осуществить психологическое сопровождение детей.
Результаты исследований вносятся педагогами-психологами в диагностические карты ученика. На их основе проводится комплектование коррекционно-развивающих групп, развитие способностей к самопознанию и уверенности в себе.
Совместная деятельность психологов и педагогов позволяет улучшить психологический климат в коллективе, повысить его сплоченность.
В связи с переходом на профильное обучение с целью выявления актуального уровня профессиональной направленности с учениками проводятся анкетирование по выявлению интересов, склонностей, способностей, психодиагностика профкомпетентности (Климов Е.А., Осницкий А.К., Прутченков А.С.). Разнообразны формы этой работы. Это и тематические классные часы с использованием игровых техник, и профессиональные пробы, и индивидуальные консультации.
Большое внимания педагоги-психологи уделяют созданию условий для оказания социально-психологической помощи детям, имеющим трудности в психологическом развитии и обучении. С детьми, имеющими недостаточное развитие познавательной сферы, заниженный уровень самооценки, отрицательную и заниженную мотивацию обучения, нарушения эмоционально-волевой сферы, личностного статуса.
В зоне постоянного внимания педагогов-психологов неблагополучные семьи, трудные подростки, дети группы риска и дети, находящиеся под опекой. Основные проблемы, с которыми обращались к психологу родители и педагоги:
В ходе работы выяснены причины возникших проблем:
Педагоги-психологи профессионально консультируют:
по проблемам обучения,
развития школьников,
их взаимоотношений со взрослыми и сверстниками,
помогают разрешить и предупредить конфликты.
Проводятся консультации с родителями с целью восстановления межличностных отношений в семье.
Среди рассматриваемых вопросов:
* формы детско-родительских отношений,
* особенности поведения детей в трудных семейных ситуациях,
* перспективы развития позитивных взаимоотношений родителей с подрастающими детьми.
В целях сохранения и укрепления психического и психологического здоровья учащихся педагоги-психологи организуют цикл занятий как для учащихся, так и для их родителей и педагогов. Рекомендуют учителям включать в коррекционные уроки психологические упражнения по развитию эмоционально-волевой сферы. По запросу классных руководителей проводят классные собрания, беседы «Познай себя», уроки-беседы, участвуют в выработке и проведении системы мер по профилактике наркомании среди учащихся.
Таким образом, выявление, профилактика и коррекция состояния риска школьной дезадаптации учащихся при осуществлении основных задач психологического сопровождения образовательного процесса ОУ - один из путей реализации общешкольной задачи сохранения и укрепления физического и психологического здоровья школьников.
Тренинговой деятельности отведена большая часть времени в работе педагогов-психологов. Тренинги («тренинг общения», «тренинг взаимодействия») проводятся с целью снятия психо-эмоционального напряжения и тревожности среди учащихся и педколлектива. Цикл тренинговых занятий («Как преодолеть стресс и сохранить здоровье», «Познай себя») способствуют развитию у детей и подростков способности к самопознанию и уверенности в себе. В тренингах по профессионально-личностному развитию педагога принимают участие молодые учите
Педагоги-психологи большое внимание уделяют просвещению педагогов, родителей в области возрастной и детской психологии, внедрению психолого-педагогических технологий в обучение и воспитание обучающихся, пропаганде психологических знаний.
Систематизируют психологический инструментарий, оснащают техниками и методиками рабочий портфель психолога, но, тем не менее, испытывают острый дефицит в его приобретении из-за недостатка материальных средств.
Повышение психолого-педагогической культуры психолога требует дополнительного ресурса, создания системы условий, способствующих повышению его профессионального уровня специалиста.
Проблемы, которые возникают в практике педагогов-психологов, чаще всего носят следующий характер:
- психологический анализ ситуации развития, выявление основных проблем и определение причин их возникновения показывают: пути их решения часто лежат в иной, не психологической плоскости,
- содействие личностному и индивидуальному развитию обучающихся на первом возрастном этапе формирования личности препятствует рассогласованность точек зрения субъектов образовательного процесса на данную проблему;
- содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата затруднено объективными обстоятельствами, повлиять на которые педагог-психолог не может по определению;
- профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье учащихся не в должной мере поддерживается субъектами образовательного процесса;
- содействие и внедрение в практику достижений отечественной и зарубежной психологии непосредственно зависит от обеспечения деятельности специалиста научно-методическими материалами и разработками в области психологии, возможностью обучения на курсах повышения квалификации.
С введением профильного обучения в старшей школе возникает проблема выбора учащимися того или иного профиля обучения, которая встает перед ними уже в девятом классе (а у некоторых учащихся еще раньше). С одной стороны, профильное обучение – это возможность для учащегося получить дополнительные знания по избранному направлению и проверить свои возможности, с другой – это риск неправильно выбрать профиль и, следовательно, временные и моральные издержки. Для того, чтобы избежать неосознанного и безответственного выбора дальнейшего маршрута обучения в 9 классах вводится система предпрофильной подготовки. Очевидно, что учащимся при выборе профиля обучения необходима помощь специалистов.
Наряду с этим, существует и другая, не менее важная проблема. Это здоровье наших детей. Родители и педагоги обеспокоены состоянием здоровья своих детей, хотели бы приобщать их к здоровому образу жизни. Для современного состояния традиционного школьного образования характерны, по меньшей мере, следующие негативные тенденции: снижение активности школьников в процессе учебы, замедление их психического и физического развития. В этой связи актуальной становится задача использования каждым преподавателем всевозможных способов, методов, технологий, оказывающих профилактическое и оздоравливающее воздействие на организм учащихся, предотвращение перегрузок учащихся. Использование здоровьесберегающих технологий необходимо на всех ступенях учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения – на уроках и факультативах, на элективных курсах и кружках, внеклассных и внешкольных мероприятиях.
Система воспитательной работы в направлении здоровьесбережения
В направлении формирования у учащихся принципов здорового образа жизни, ежемесячно проводятся:
- конкурсы «Самый здоровый класс », «Самый спортивный класс».
- походы выходного дня вместе с родителями.
- «Дни здоровья» в форме комплексной спартакиады по разным видам спорта (в зависимости от времени года). Дни здоровья проводит актив старшеклассников.
Формы проведения:
Приоритетные направления работы школы в формировании здоровья учащихся:
Осуществление работы по здоровьесбережению через следующие формы организации воспитания:
Социально –педагогическое сопровождение детей:
В школе разработана и апробирована «Профилактическая программа по созданию системы нравственного воспитания через формирование и развитие здорового образа жизни и культуры здоровья участников образовательной среды».
Работа с детьми ведётся планомерно и систематически.
Решение воспитательных проблем, связанных с детьми,
происходит на разных уровнях:
- индивидуальные беседы с учащимися, беседы с учащимися в присутствии родителей;
- беседы с родителями;
- психологические тренинги;
- индивидуальные и групповые занятия с психологом;
- индивидуальные занятия с учителями предметниками;
- классные часы;
- кружки, секции, творческие коллективы в системе дополнительного образования;
- родительские собрания
- профилактическая работа совместно с инспектором ПДН;
-совместные действия с КДН и комиссией Управления Образования по защите прав ребёнка.
Применялись специальные методики:
Руководящим и направляющим центром работы с детьми «группы риска» является школьный Совет по профилактике. Предупредительно-профилактическая деятельность социальной службы школы велась в тесном контакте с муниципальными органами, КДН, с инспекцией ПДН ОВД, с Комиссией по защите прав ребёнка, с учреждениями дополнительного образования, спорта, здравоохранения
Профилактике и коррекции асоциального поведения обучающихся направлена работа системы дополнительного образования. В школе блок дополнительного образования включает в себя 19 объединения по 5 основным направлениям и несет в себе обязательный оздоровительный процесс и является частью оздоровительно-профилактического направления.
В системе дополнительного образования задействовано 64% детей.
9. Цели и задачи, приоритетные направления работы ОУ на 2010-2011 учебный год
Из анализа работы школы, приоритетных проблем и программы развития «Столичное образование-5» вытекают следующие общие задачи:
Директор ГОУ СОШ № 464 Грифина Е. П.
17.03.2011 г.