…зовательных стандартов образования.

Развитие исследовательских навыков

Элементы технологии используются на всех предметах базового компонента.

Полностью используется на уроках: литературы, истории, биологии, химии

70%

Развитие исследовательских навыков в процессе обучения на одном уроке и версии уроков с последующей презентацией результатов работы 

Презентация работ учащихся с использованием ИКТ

Проектные методы обучения

МХК          биология,

и                 история,

                  литература,

              МХК    

лит

90%

Достижение прагматических результатов, выход проектов за рамки предметного содержания, переход на уровень социально значимых результатов

Использование технологии:

- как предоставление обучающимся права решения социальных проблем в рамках возможности школы.

Технология

« Дебаты»

История, обществознаниелитература

70%

Развитие навыков публичных выступлений

Выступление на конференциях учащихся.

Обучение в сотрудничестве

( командная, групповая работа)

Все предметы базового компонента

70%

Развитие взаимоответственности, способности обучаться в силу собственных возможностей при поддержке своих товарищей. Разработка новых подходов к объяснению материала

Формирование малых групп с индивидуальными планами обучения в процессе формирование пред профильного обучения.

Реализация Образовательной программы.

 Образовательный процесс в школе организуется с учётом повышенной утомляемости обучающихся: учебные занятия в первую смену, продолжительность уроков 40 минут, имеется группа продлённого дня, бесплатное двухразовое питание (завтрак, обед).         

   Продолжается работа медико-социально-психолого-педагогической службы.

Задачи медико – социально -психолого-педагогического сопровождения:
-систематическое отслеживание особенностей психологического развития ребенка на различных этапах обучения;

- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы выбора образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
-создание  специальных  социально-психологических условий  для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении;

- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.
      По итогам обследования, заключения специалистов школы (врача, учителя, логопеда, психолога) отражаются в индивидуальных картах психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка по следующим направлениям:

Врач:

  • основной и сопутствующий диагноз;
  • группа здоровья;
  • рекомендации учителям, специалистам.

Учитель:

  • реализуемая образовательная программа обучения ребенка;
  • трудности в усвоении программы;
  • поведенческие особенности;
  • предложения по оптимизации образовательного процесса в отношении рассматриваемого ребенка (индивидуальный образовательный маршрут).

Педагог-психолог:

  • готовность к школьному обучению;
  • результаты исследования высших психических функций;
  • личностные особенности;
  • особенности межличностных взаимоотношений ребенка.

Учитель-логопед:

  • особенности речевого развития ребенка;
  • возможности коррекции и прогноз.

Таким образом, индивидуальная карта сопровождения составляется на основе полной информации о ребенке с выделением актуальных задач каждым специалистом в системе сопровождения. Это дает возможность каждому специалисту, работающему с ребенком знать его индивидуальные особенности и соответственно с использованием здоровосберегающих технологий планировать индивидуальную образовательную траекторию в каждом случае.

Основные направления и содержание работы

 медико-социальной психолого-педагогической службы.

 

Диагностика

Просвещение

Развитие и коррекция

Дети 

Особенности

личностного развития

Формирование социально-значимых потребностей и коммуникативных навыков

Личностных свойств и качеств

Эмоционально-волевых особенностей развития

Речевых  нарушений

Родители 

Родительской установки

Способов  воспитательного воздействия

Характера внутрисемейных отношений

Знакомство с особенностями психического развития ребенка на разных возрастных этапах

Знакомство с лучшим опытом семейного воспитания

Формирование позитивных установок по отношению к ребенку

Коррекция родительской позиции в ее основных характеристиках

В процессе работы с родителями решаются такие задачи как:

Результаты работы службы

 Своевременная помощь специалистов ПМПк

С целью коррекции отклонений в развитии детей, ликвидации пробелов в знаниях проводятся индивидуальные и групповые коррекционные занятия (русский язык, математика, коррекция психических процессов) – совершенствование движений и сенсомоторного развития, коррекция отдельных сторон психической деятельности и эмоционально-личностной сферы, развитие основных мыслительных операций, развитие речи и т.д.

Обучающиеся, имеющие речевые нарушения, получают логопедическую помощь на специально организуемых логопедических занятиях (индивидуально или в группе из 2-5 человек). 2009-2010 учебном году поставлена цель:

- Определение структуры речевого дефекта и осуществление дифференцированного подхода в процессе коррекционно-логопедического воздействия.

Исходя из цели, были поставлены задачи:

1.     Диагностика речевых нарушений при помощи традиционного логопедического обследования и тестовой диагностики;

2.     Коррекция нарушений фонетико-фонематической стороны речи;

3.     Совершенствование грамматического строя речи;

4.     Уточнение и обогащение словаря;

5.     Развитие психических процессов.

Было проведено фронтальное и индивидуальное углубленное обследование устной и письменной речи, проведена тестовая диагностика устной речи учащихся с задержкой психического развития.

 На базе начальной школы работает логопед Озолина Ю.Н. В результате обследования учащихся начальной школы  в начале года выявлено  55 учащихся с нарушениями речи, это на 9 человек меньше по сравнению с прошлым учебным годом, все учащихся в течение учебного года занимались у логопеда

Были скомплектованы логопедические группы с учетом речевых нарушений.

На каждого ребенка, имеющего нарушения речи были заведены речевые карты с индивидуальными речевыми профилями. Проводился мониторинг, который был отражен в речевых профилях (данные на начало, середину и конец учебного года).

Мониторинг нарушений речи за период 2009-2010 учебного года показывает, что у учащихся преобладает смешанный вид дисграфии, выраженной в нарушениях на почве языкового анализа и синтеза, искажение звукобуквенной структуры слова, недоразвитие оптико-пространственных представлений и замены букв по принципу оптического сходства, искаженное написание которых не связано с состоянием устной речи. Поэтому работа велась в этом направлении в соответствии с программой.

Выпущено с хорошей речью и значительным улучшением 15 человек, оставлено для продолжения коррекционной работы 30 человек.

  Отмечается улучшение показателей фонематического восприятия и коррекции звукопроизношения, количество ошибок кинетического характера уменьшилось.

  Связная речь, умение вступать в диалог находится на прежнем уровне.

  Ошибки, которые связаны с неприменением правил, неполным усвоением правил русского языка объясняются слабостью и инертностью психических процессов. 

 Планирование деятельности психологической службы осуществляется в соответствии с направлениями, целями и задачами, предусмотренными документами МО РФ, регламентирующими деятельность психолога в образовательном учреждении.

Особенностью функционирования психологической службы школы является зависимость от целей и задач воспитательно-образовательной деятельности школы на текущий год, а также цикличностью и повторяемостью мероприятий и процедур психолого-педагогического сопровождения развития, обучения и воспитания  обучающихся. Аналитическая справка в полной мере отражает эту особенность.

Основными направлениями деятельности педагогов-психологов являются:

-         психологическое просвещение;

-         психологическая профилактика;

-         психологическое консультирование;

-         психодиагностика;

-         психологическое развитие и коррекция;

-         методическая работа;

-         самообразование;

-         экспертная деятельность.

Перед педагогами-психологами поставлены следующие задачи:

*  психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса;

* создание социально психологических условий для успешного обучения и  воспитания;

* всестороннего, гармоничного развития личности ребенка с учетом его индивидуальных характерологических и психофизиологических особенностей, а также продуктивного движения ребенка в образовательном процессе;

* устранение эмоционального неблагополучия в педагогическом коллективе;

*Психологическое обеспечение в ОУ предоставлено на всех уровнях образовательного процесса и осуществляется со всеми его участниками (учащиеся, родители, педагоги).

Активное воздействие психолога на развитие личности ребенка осуществляется в различных формах. Педагоги-психологи  ОУ участвуют в проектировании и организации образовательной сферы, оказывают помощь учащимся в их профессиональном и личностном самоопределении.

Обеспечение психологического сопровождения развития личности в образовательном процессе проводится на разных возрастных этапах.

При поступлении в школу реализуется программа «Преемственность» В ряду мероприятий -  диагностирование у дошкольников  комплекса когнитивных компонентов и психологической готовности к обучению в школе по методикам (Керн-Йерасик, Стребелева Е.В., Замбицявичене Э.Ф.) .

 Уровень развития познавательных процессов и степень готовности к обучению в школе первоклассников определяется через углубленную диагностику. Для реализации используются программы научно-практического объединения  « Иматон».

При переходе из начальной школы в среднюю( пятые классы) у учащихся диагностируется :

*     Готовность к обучению в среднем звене.

*     Выявляется его статус в группе.

*   Оцениваются взаимоотношения с учителями с помощью социометрических методов, референтометрии.

 * Определяются актуальный уровень развития, степень сформированности  общеучебных умений и навыков.

 *  Диагностируются взаимоотношения со сверстниками. Эти мероприятия способствуют адаптации учащихся к условиям школьной среды.

  Программа адаптации десятиклассников включает:

По заказу администрации школы, психологи проводят скрининговые исследования уровня воспитанности учащихся и социализированности личности (Афанасьев С.П.). Исследуется также и уровень школьной тревожности (методика Филлипса).

 В начале учебного года проводится скрининговая диагностика уровня школьной мотивации всех обучающихся.  Учителя, классные руководители получают необходимую информацию и рекомендации по организации коррекционной работы в классе с учетом причин школьной дезадаптации учащихся. Результаты психологических исследований доводятся до сведения педагогов на педсоветах, административных или оперативных совещаниях при директоре,  даются необходимые индивидуальные консультации и рекомендации 

Использование психодиагностических процедур, таких как:

*    определение психолого-педагогического статуса ребенка,

* изучение его познавательной, мотивационной деятельности и эмоциональной сферы (Психологический климат класса, «Несуществующее животное», «Пиктограммы», «Автопортрет»),

*    выявление причин  тревожности,

* исследование личностной и ситуативной тревожности ( методика Ханин-Спилбергер),

* агрессивности учащихся (методика Баса-Дарки) помогает осуществить психологическое сопровождение детей.

 Результаты исследований вносятся педагогами-психологами в  диагностические карты ученика. На их основе проводится комплектование коррекционно-развивающих групп, развитие способностей к самопознанию и уверенности в себе.

Совместная деятельность психологов и педагогов позволяет улучшить психологический климат в коллективе, повысить его сплоченность.

В связи с переходом на профильное обучение с целью выявления актуального уровня профессиональной направленности с учениками проводятся анкетирование по выявлению интересов, склонностей, способностей, психодиагностика профкомпетентности (Климов Е.А., Осницкий А.К., Прутченков А.С.). Разнообразны формы этой работы. Это и тематические классные часы с использованием игровых техник, и профессиональные пробы, и индивидуальные консультации.

Большое внимания педагоги-психологи уделяют созданию условий для оказания социально-психологической помощи детям, имеющим трудности в психологическом развитии и обучении. С детьми, имеющими недостаточное развитие познавательной сферы, заниженный уровень самооценки, отрицательную и заниженную мотивацию обучения,  нарушения эмоционально-волевой сферы,  личностного статуса.

В зоне постоянного внимания педагогов-психологов неблагополучные семьи, трудные подростки, дети группы риска и дети, находящиеся под опекой. Основные проблемы, с которыми обращались к психологу родители и педагоги:

 В ходе работы выяснены причины возникших проблем:

Педагоги-психологи профессионально консультируют:

 по проблемам обучения,

 развития школьников,

 их взаимоотношений со взрослыми и сверстниками,

 помогают разрешить и предупредить конфликты.

 Проводятся консультации с родителями с  целью восстановления межличностных  отношений в семье.

 Среди рассматриваемых вопросов:

 *    формы детско-родительских отношений,

 *    особенности поведения детей в трудных семейных ситуациях,

 * перспективы развития  позитивных взаимоотношений родителей с подрастающими детьми.

 В целях сохранения и укрепления психического и психологического здоровья учащихся педагоги-психологи организуют цикл занятий как для учащихся, так и для их родителей и педагогов. Рекомендуют учителям включать в  коррекционные уроки психологические упражнения по развитию эмоционально-волевой сферы. По запросу классных руководителей проводят классные собрания, беседы «Познай себя»,  уроки-беседы, участвуют в  выработке и проведении системы мер по профилактике наркомании среди учащихся.

Таким образом, выявление, профилактика и коррекция состояния риска школьной дезадаптации  учащихся при осуществлении основных задач психологического сопровождения образовательного процесса ОУ -  один из путей реализации общешкольной задачи сохранения и укрепления физического и психологического здоровья школьников.

Тренинговой  деятельности отведена большая часть времени в работе педагогов-психологов. Тренинги («тренинг общения», «тренинг взаимодействия») проводятся с целью снятия психо-эмоционального напряжения и тревожности среди учащихся и педколлектива. Цикл тренинговых занятий («Как преодолеть стресс и сохранить здоровье»,  «Познай себя») способствуют развитию у детей и подростков способности к самопознанию и уверенности в себе. В тренингах по профессионально-личностному развитию педагога принимают участие молодые учите

Педагоги-психологи большое внимание уделяют просвещению педагогов, родителей в области возрастной и детской психологии, внедрению  психолого-педагогических технологий  в обучение и воспитание обучающихся, пропаганде психологических знаний.

 Систематизируют психологический инструментарий, оснащают техниками и методиками рабочий  портфель психолога, но, тем не менее, испытывают острый дефицит в его приобретении из-за недостатка материальных средств.

Повышение психолого-педагогической культуры психолога требует дополнительного ресурса, создания системы условий, способствующих повышению его профессионального уровня специалиста.

Проблемы, которые возникают в практике педагогов-психологов, чаще всего носят следующий характер:

-         психологический анализ ситуации развития, выявление основных проблем и определение причин их возникновения показывают:  пути их решения часто лежат в иной, не психологической плоскости,

-         содействие личностному и индивидуальному развитию обучающихся на первом возрастном этапе формирования личности препятствует рассогласованность точек зрения субъектов образовательного процесса на данную проблему;

-         содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата затруднено объективными обстоятельствами, повлиять на которые педагог-психолог не может по определению;

-         профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье учащихся не в должной мере поддерживается субъектами образовательного процесса;

-         содействие и внедрение в практику достижений отечественной и зарубежной психологии непосредственно зависит от  обеспечения деятельности специалиста научно-методическими материалами и разработками в области психологии, возможностью обучения на курсах повышения квалификации.

         С введением профильного обучения в старшей школе возникает проблема выбора учащимися того или иного профиля обучения, которая встает перед ними уже в девятом классе (а у некоторых учащихся еще раньше). С одной стороны, профильное обучение – это возможность для учащегося получить дополнительные знания по избранному направлению и проверить свои возможности, с другой – это риск неправильно выбрать профиль и, следовательно, временные и моральные издержки. Для того, чтобы избежать неосознанного и безответственного выбора дальнейшего маршрута обучения в 9 классах вводится система предпрофильной подготовки. Очевидно, что учащимся при выборе профиля обучения необходима помощь специалистов.

Наряду с этим, существует и другая, не менее важная проблема. Это здоровье наших детей. Родители и педагоги обеспокоены состоянием здоровья своих детей, хотели бы приобщать их к здоровому образу жизни. Для современного состояния традиционного школьного образования характерны, по меньшей мере, следующие негативные тенденции: снижение активности школьников в процессе учебы, замедление их психического и физического развития. В этой связи актуальной становится задача использования каждым преподавателем всевозможных способов, методов, технологий, оказывающих профилактическое и оздоравливающее воздействие на организм учащихся, предотвращение перегрузок учащихся. Использование здоровьесберегающих технологий необходимо на всех ступенях учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения – на уроках и факультативах, на элективных курсах и кружках, внеклассных и внешкольных мероприятиях.

Система воспитательной работы в направлении здоровьесбережения

В направлении формирования у учащихся принципов здорового образа жизни, ежемесячно проводятся:

           -  конкурсы «Самый здоровый класс », «Самый спортивный класс».

          -  походы выходного дня вместе с родителями.

   -   «Дни здоровья» в форме комплексной спартакиады по разным видам спорта (в зависимости от времени года). Дни здоровья проводит актив старшеклассников.

Формы проведения:

 

 Приоритетные направления работы школы в формировании здоровья учащихся:

 

Осуществление работы по здоровьесбережению через следующие формы организации  воспитания:

Социально –педагогическое сопровождение детей:

В школе разработана и апробирована  «Профилактическая программа по созданию системы нравственного воспитания через формирование и развитие здорового образа жизни и культуры здоровья участников образовательной среды».

Работа с детьми ведётся  планомерно и  систематически.

Решение воспитательных проблем, связанных с детьми,

происходит на разных уровнях:             

- индивидуальные беседы с учащимися, беседы с учащимися в присутствии родителей;

- беседы с родителями;

- психологические тренинги;

- индивидуальные и групповые занятия с психологом;

- индивидуальные занятия с учителями предметниками;

- классные часы;

- кружки, секции, творческие коллективы в системе дополнительного образования;

- родительские собрания

- профилактическая работа совместно с инспектором ПДН;

-совместные действия с КДН и комиссией Управления Образования по защите прав ребёнка.

Применялись специальные методики:

Руководящим и направляющим центром работы с детьми «группы риска» является школьный Совет по профилактике. Предупредительно-профилактическая деятельность социальной службы школы велась в тесном контакте с муниципальными органами, КДН, с инспекцией ПДН ОВД, с Комиссией по защите прав ребёнка, с учреждениями дополнительного образования, спорта, здравоохранения

         Профилактике и коррекции асоциального поведения обучающихся направлена работа системы дополнительного образования. В  школе блок дополнительного образования включает в себя 19 объединения по 5 основным направлениям и несет в себе обязательный оздоровительный процесс и является частью оздоровительно-профилактического направления.

В системе дополнительного образования задействовано 64% детей.

 

9. Цели и задачи, приоритетные направления работы ОУ на 2010-2011   учебный год

Из анализа работы школы, приоритетных проблем и программы развития «Столичное образование-5» вытекают следующие общие задачи:

 

 

Директор ГОУ СОШ № 464                Грифина Е. П.

17.03.2011 г.

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz