История музея боевой славы
1-й Гвардейской Пролетарской Московско-Минской
ордена Ленина, дважды Краснознаменной,
орденов Суворова и Кутузова мотострелковой дивизии
В наше неспокойное тревожное время неким островком нравственности, духовности остается школа. Именно здесь детские сердца учатся любить и уважать, ценить дружбу, различать добро и зло, приобщаются к тайнам мироздания, познают историю.
Как научить любить свою Родину? Как вырастить патриотов? Это не праздные вопросы, это задачи педагогов любой школы и нашей в частности.
Изучать историю можно по учебникам, книгам, кинофильмам, но понять, прочувствовать события давно минувших лет помогают только живые встречи с участниками событий и музеи. Они не просто хранят память, в них дышат судьбы людей, оживают картины прошлого.
Такой удивительный памятник истории есть и в нашей школе - это музей 1-й Гвардейской Пролетарской Московско-Минской стрелковой дивизии. В июле 1941 года в доме № 24 по улице Таганской была сформирована стрелковая дивизия, вставшая на защиту Москвы на Нарофоминском рубеже. В послевоенные годы коллектив школы №464 установил связь с ветеранами дивизии, учащиеся по крупицам собирали уникальный материал по боевой истории соединения, на основе которого в 1983 году и был открыт музей образовательного учреждения. Десятилетия бессменным руководителем и директором музея являлась Даянова Венера Ибрагимовна. Долгие годы по крупицам собирала она материал о героическом прошлом дивизии. Зайдите в музей, освободитесь от суеты дня, оглянитесь: со стен глядят фотографии героев.
За пошедшие годы была проделана большая работа по сбору данных по военной тематике. В современной экспозиции музея находятся:
Материалы об основных событиях Великой Отечественной войны;
- История формирования мотострелковой дивизии и ее боевой путь от Наро- Фоминска до Кенигсберга;
- Рассказ о бойцах и офицерах дивизии;
- Стенд, посвященный Герою Советского Союза В.А. Кривоносову;
- Раритеты военных лет
- Медали ветеранов, подаренные музею
- Материалы о послевоенных судьбах фронтовиков.
- Альбомы посвященные ветеранам ВОВ , книга отзывов
В музеи ведется активная работа:
- По создание условий для социализации обучающихся путем совершенствования воспитательной, образовательной и культурно-просветительной деятельности государственного образовательного учреждения музейными средствами и методами;
- По организации исследовательской деятельности обучающихся, ориентированная на формирование научных, творческих инициатив и реализующаяся в ходе проектной, поисковой и аналитической работы;
- По осуществление массово-организационной, культурно-просветительной, методической, информационной, издательской деятельности;
- По документированию процессов и явлений, соответствующих профилю и основной теме музея в их историческом развитии, через комплектование фондов музейных предметов, их учетную и научную обработку;
- По развитию экспозиционно-выставочной работы;
- По освоение обучающимися культурно-исторического пространства Москвы и Подмосковья;
- По изучению и обработке фондов музея;
- По осуществлению проектной, экспедиционной, поисковой и исследовательской работы;
- По создание и совершенствование стационарных экспозиций, организацию тематических выставок;
- По установлению связей с другими музеями города Москвы.
Музей ведет образовательно-воспитательную и культурно-просветительную работу музейными средствами путем подготовки и проведения экскурсий, лекций и массовых мероприятий для обучающихся своего и других образовательных учреждений, родителей и ветеранской общественности, а также населения своего микрорайона, округа.
Цели и задачи работы музея.
1. Функционирование музея как неотъемлемой части учебного процесса с целью сохранения исторической памяти народа, повышения качества воспитательной работы.
2. Сохранение памяти о боевых защитниках России с момента возникновения Российского государства до наших дней.
3. Широкая пропаганда знаний о героях исторических сражений, о тех личностях, которые составили славу нашей Родины, не жалея своей жизни.
4. Развитие чувства патриотизма, уважения к боевым традициям, ответственности и чувства долга по отношению к своему народу, Родине, городу, микрорайону, семье.
5. Помощь учащимся в углублённом изучении истории Отечества, основ защиты государства, которые позволяли на протяжении веков выполнять эту задачу.
6. Создание видео-аудиотеки музея.
7. Помощь учащимся в углублённом изучении истории военной музыки России; знакомство с подлинными шедеврами российской военной музыки.
8. Развитие проектной исследовательской деятельности с привлечением экспонатов музея, музейных связей с ветеранами, общественными организациями, родителями.
9. Развёртывание поисковой деятельности, шефской помощи ветеранам ВОВ.
10. Создание исследовательских групп среди учащихся школы.
11. Создание киногруппы из активистов музея с целью увековечивания тех свидетельств и памяти, которые сохранились в народных массах, подготовка различных сменных экспозиций, экскурсионных уроков мужества.
12. Совместная поисковая, исследовательская работа с музеями ВОВ на Поклонной Горе, Вооружённых сил, обороны Москвы, Музеем современной истории в целях дальнейшего развития школьного музея, подготовки экскурсоводов, сменных экспозиций.
13. Создание школьной летописи "Ребята нашего двора", о выпускниках школы, прошедших Великую Отечественную войну, служивших в "горячих" точках, прошедших школу военных оркестров или ансамблей (служба в Вооружённых Силах России).
Формы работы в школьном музее
Школьный музей | |
Учебная работа | Внеклассная работа |
Практические работы на местности
| Кружки, экскурсии, походы |
Учебные экскурсии вне музея
| Туристские поездки |
Уроки в музее
| Встречи, читательские конференции вне музея |
Экскурсии в музее
| Встречи, сборы, собрания, экскурсии, встречи в музее. |
Самостоятельное изучение учениками различных источников знаний, представленных в экспозиции музея.
|
|
Состав Совета музея
1. Скобелкина Полина
9 класс «Б»
2. Макаревич Мария
9 класс «Б»
3. Германова Алена
9 класс «Б».
4. Володин Алексей
6 класс «А»
5. Макаркин Никита
7 класс «Б»
6. Колбасов Сергей
7 класс «Б»
7. Андреев Сергей
7 класс «А»
8. Савицкая Анна
6 класс «А»
9. Левин Анатолий
6 класс «А»
Основные виды деятельности Совета музея:
1. Походы по местам боевой Славы.
2. Встречи с участниками ВОВ, сотрудничество с Советом ветеранов
3. Уроки мужества
4. Проведение общешкольных праздников, составление сценариев
5. Выступление агитбригады в госпитале ветеранов ВОВ.
6. Торжественные линейки, митинги и возложение цветов к памятнику В.Талалихина
7. Участие в окружном конкурсе по сбору материала (памятные места военной Москвы)
8. Проведение конкурсов (рисунки, плакаты «Мы голосуем за мир!»)
9. Проведение творческих вечеров, круглых столов, семинаров, викторин и игр
10. Проведение обзорных и тематических экскурсий для учащихся и гостей школы.
11. Проведение туристических поездок
12. Сотрудничество с другими музеями школ города Москвы
13. Уход за памятником В. Талалихина
14. Оказание помощи в написании проектов и творческих работ на военную тематику
Тема патриотизма - ныне актуальнейшая тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в ребёнке чувство любви к Родине? Именно "пробудить", потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.
В современном историческом процессе проблемным остается не только духовное, но и физическое существование народа, и поэтому главными направлениями образования (и исторического в том числе) должны стать народное возрождение и процветание. Необходимо восстановление в своем высшем гражданском достоинстве благородных понятий "патриот" и "патриотизм", означающих неразрывную и действенную связь человека со своей землей. И верно сказал А. И. Солженицын: "Горе той стране, где слова "патриот" или "демократ" считаются бранью". И в авторитетном документе "О состоянии и перспективах государственной национальной политики" сказано: "Формирование сознания "Я - россиянин" должно проходить через собственное отечественное самочувствие каждого человека, воспитание державного патриотизма, гордости за Отечество, отечественные народы и соотечественников".
Федеральная программа развития образования, принятая в апреле 2000 года, определила круг задач гражданско-правового образования и воспитания школьника. А 15 января 2003 года было опубликовано инструктивно-методическое письмо Министерства образования РФ №13-51-08/13 "О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации",где ставилось перед современной школой задача гражданского образования личности. Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом обществе. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы и местных сообществ. В данном документе отмечается, что гражданское образование - это воспитание и обучение, ориентированное на создание комплекса педагогических условий для формирования совокупности позитивных гражданских свойств личности. Совокупность этих свойств может быть представлена в виде следующей триады: гражданская компетентность, активная социальная позиция и социально-преобразующая деятельность, направленная на развитие гражданского общества.
Музей нашей школы является ведущей формой работы по патриотическому, гражданскому и общекультурному воспитанию учащихся, интегрирующий цели формирования личности гражданина России в процессе учебной и внеучебной деятельности данного учреждения. Музейная деятельность способствует развитию творческой самостоятельности ученических коллективов и отдельных учеников в освоении исторического прошлого нашей Родины, ее героических свершений, актуализации исторической памяти молодого поколения в процессе приобщения к прошлому своей страны, своей семьи, оставленного в виде артефактов культуры.
Руководитель музея Альбина Ринатовна Яхудина
«Ретро-вечер» к Международному Женскому дню 8 марта.
Ежегодно в нашей стране и не только, отмечается Международный Женский день 8 марта. В преддверии этого празднества в нашей школе прошел «Ретро-вечер», организатором которого стал старший вожатый школы Яхудин Альберт Ринатович. В концерте принимали участие приглашенные гости из клуба Вожатской песни «Синий галстук», а также учащиеся школы.
Прозвучали самые известные песни советской эстрады, такие как «Дороги любви», «Эхо любви», «Королева красоты», «Московские окна», «Смуглянка»…
На концерт, посвященный дню 8 марта, руководителем музея Яхудиной А. Р. были также приглашены ветераны ВОВ, а также ветераны труда. Многие из них не раз посещали нашу школу и в этот раз были очень рады нашему приглашению.
Концерт прошел на «Ура». В этот день лица светились улыбками. Финальную песню «Прощай» из репертуара Льва Лещенко пели всем залом вместе. И как было сказано ведущими: «Мы не говорим вам « Прощай», мы говорим вам «До скорой встречи»!!!
На этой праздничной ноте завершился наш «Ретро-вечер».
В 2012 году вся Россия отмечает одну из славных дат нашего Отечества – 200-летие победы в войне 1812 года, многие военные действия которой разворачивались на Смоленской земле, принеся ей испытания и славу. На борьбу с грозным врагом поднялись русские люди всех сословий.
В честь этого знаменательного события ребята подготовили выставку-экспозицию в нашем музее.