СОДЕРЖАНИЕ основной образовательной программыначального общего образования ГОУ СОШ «Школа здоровья»№464 1модуль | Пояснительная записка | 2-8 | 2 модуль | Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования | 9-16 | 3 | Учебный план начального общего образования | 17-28 | 4 | Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования | 29-47 | 5 | Программы отдельных учебных предметов, курсов | 48--216 | 6 | Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования | 216-227 | 7 | Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни | 228-238 | 8 | Программа коррекционной работы | 239-243 | 9 | Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования | 244-251 |
Данные модули прописаны в ФГОС второго поколения ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Информационная справка о школе название школы: Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Школа здоровья №464 Центрального окружного управления образования Департамента образования города Москвыадрес: 129110, город Москва, ЦАО , ул.Талалихина, д20, район Таганскийгод постройки: 1935, год реконструкции: 2000количество классов, учащихся: всего в начальной школе 8 классов, 160 учащихсясоциальный состав учащихся: в начальной школе обучается 1 ребёнок из семьи, потерявшей кормильца, детей из семей инвалидов -1, детей из семей пенсионеров – 1, дети семей – вынужденных переселенцев – 1, детей, которые пережили развод родителей – 10, детей из семей матерей-одиночек - 5, состоят на внутришкольном контроле – 0 чел.характеристика и состав педагогического коллектива начальнойшколы:всего в начальной школе работает 8 учителей начальных классов, 1 освобождённый воспитатель ГПД, 1 логопед, психолог, библиотекарь, заместитель директора по УВР школы 1 ступени образования.Из них имеют высшее образование 11 человек . Стаж работы педагогов:до 2 лет – 0 чел.от 2 до 5 лет - 3 чел.от 5 до 10 лет – 1 чел.свыше 10 лет – 7 чел.Квалификационные категории:высшую квалификационную категорию имеют 3 учителя начальных классов, первую категорию 1 учитель и вторую категорию 3 учителя,10 разряд 1 учитель.Учителя школы создают условия для успешного продвижения ребёнка в рамках образовательного процесса, обеспечивают многообразие организационно-учебных и внеучебных форм освоения программы, формируют учебную деятельность младших школьников, организовывают постановку учебных целей, создавая условия для их «присвоения» и самостоятельной конкретизации учениками; побуждают и поддерживают детские инициативы, направленные на поиск средств и способов достижения учебных целей; организовывают усвоение знаний посредством коллективных форм учебной работы; осуществляют функции контроля и оценки, постепенно передавая их ученикам); создают условия для продуктивной творческой деятельности ребенка, поддерживают детские инициативы и помогают в их осуществлении; обеспечивают презентацию и социальную оценку результатов творчества учеников через выставки, конкурсы, фестивали, и т. п.; создают пространство для социальных практик младших школьников и приобщают их к общественно значимым делам;психолог оказывает помощь педагогу в выявлении условий, необходимых для развития ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями; организует психолого-педагогическое сопровождение учащихся начальной школы;классные руководители осуществляют индивидуальное или групповое педагогическое сопровождение образовательного процесса;воспитатели отвечают за организацию условий, при которых ребенок может освоить внеучебное пространство, как пространство взаимоотношений и взаимодействия между людьми; педагог-библиотекарь обеспечивает интеллектуальный и физический доступ к информации, участвует в процессе воспитания культурного и гражданского самосознания, содействует формированию информационной компетентности уч-ся путем обучения поиску, анализу, оценке и обработке информации;администрация обеспечивает условия для эффективной работы специалистов, осуществляет контроль и текущую организационную работу Миссия ГОУ СОШ «Школа здоровья №464 «Каждому ребёнку здоровье, образование, равные возможности и защиту на пути к гуманному миру» поддерживая лучшие традиции широкого фундаментального образования, сложившегося в России на протяжении веков:♦ научить своих воспитанников находить пути преодоления межкультурных и межэтнических барьеров;♦ подготовить учащихся для успешного обучения в ведущих вузах России;♦ помочь ученикам стать гражданами мирового сообщества, активно участвующими в его жизни, обладающими широким кругозором, хорошо знающими культуру своего народа и при этом готовыми воспринимать различные точки зрения, с уважением относиться к ценностям и традициям других национальных культур;♦ создать необходимые условия для образования будущих специалистов в области политики, бизнеса, науки и культурыШкола №464 предоставляет следующие образовательные услуги:начальное общее образование (основная общеобразовательная программа начального общего образования)основное общее образование (основная общеобразовательная программа основного общего образования)среднее (полное) общее (основная общеобразовательная программа среднего (полного) общего образования)
ООП НОО ГОУ СОШ №464 является программой действий всех субъектов образовательного процесса начальной ступени общего образования по достижению качественных результатов современного образования.Деятельность ГОУ СОШ №464 направлена на раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Обучение построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Учащиеся школы, отталкиваясь от своих интересов и возможностей, активно участвуют в исследовательских проектах, творческих занятиях, олимпиадах окружного, городского и международного уровней. ГОУ СОШ №464 - это школа для всех. Здесь обеспечивается успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации, учитываются возрастные особенности школьников. Учителя образовательного учреждения открыты ко всему новому, понимают детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знают свой предмет, помогая ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность Государственного образовательного учреждения СОШ №464. ГОУ СОШ №464 - это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, организациями социальной сферы. В образовательном учреждении существуют сложившиеся традиции: участие в спортивных мероприятиях, посвящение в первоклассники , школьные олимпиады и предметные недели. Традиционны и праздники: «Новогоднее чудо» , «День здоровья» , празднование 8 марта, «Книжкины именины» В рамках внедрения новых Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, а также реализации городской программы «Столичное образование – 5» образовательная программа школы ставит целью общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. А точнее:n Помочь школьникам овладеть основами грамотности в различных ее проявлениях (учебной, двигательной, духовно-нравственной, социально-гражданской, математической, естественнонаучной, технологической).n Сформировать у младших школьников основы теоретического и практического мышления и сознания; развивать универсальные учебные действия как собственно психологическую составляющую фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.n Обеспечить переход от оценки исключительно предметной обученности к оценке образовательных результатов в целом, включая надпредметные компетентности в соответствии с новым поколением стандартов.n Развить творческие способности школьников с учетом их индивидуальных особенностей; сохранить и поддержать индивидуальность каждого ребенка.n Сформировать духовно-нравственную основу развития личности в поликультурной среде мегаполиса на основе толерантного подхода, создать пространство для социальных коммуникаций, обеспечивающих возможность выстраивания ребенком собственных моделей поведения и самоопределения в меняющихся социальных условиях. Формировать понятие ценностей семьи и общества, сориентировать в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развивать этические чувства как регуляторы морального поведения.n Использовать ресурсы дополнительного образования как способа расширения возможностей выбора индивидуальных образовательных траекторий и развития творческого потенциала личности.n Создать педагогические условия, обеспечивающие не только успешное образование на данной ступени, но и широкий перенос средств, освоенных в начальной школе, на следующие ступени образования и во внешкольную практику.n Через формирование здоровьесберегающей образовательной среды, учитывающей адаптационные резервы школьников, обеспечить сохранение их психосоматического и физического здоровья. Развить творческую среду для выявления и развития особо одаренных детей.ООП НОО ГОУ СОШ №464 реализуется, опираясь на систему дидактических принципов деятельностного метода обучения, а именно:а) принцип деятельности, заключающийся в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений;б) принцип непрерывности, означающий преемственность между всеми ступенями обучения на уровне технологии, предметного и надпредметного содержаний и методик их усвоения;в) принцип целостного представления о мире, предполагающий формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, социокультурном мире и мире деятельности, о себе самом, о роли различных наук и знаний);г) принцип минимакса, заключающийся в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний, умений, способностей);д) принцип психологической комфортности, предполагающий снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения;е) принцип вариативности, предполагающий формирование у учащихся способностей к принятию решений в ситуациях выбора в условиях решения задач и проблем; воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества;ж) принцип творчества, означающий максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности учащихся, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. з) принцип учета индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;Кроме этого системно-деятельностный подход предполагает: гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. В рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов ГОУ СОШ №464 предъявляет и новые требования к современному педагогу, который: в общеобразовательной подготовке: а) знает основы современных концепций природы и общества; б) имеет навыки продвинутого пользователя информационными и коммуникационными технологиями; в профессиональной подготовке: а) обладает ключевыми профессиональными компетентностями, такими, как профессиональная коммуникация, умение решать профессиональные проблемы, информационная компетентность; б) знает: – возрастную и педагогическую психологию, основы психологии девиантного поведения, историю педагогики, педагогику, современное состояние и тенденции развития систем образования в России и за рубежом, основные направления региональной образовательной политики; – способы оценки показателей интеллектуального, нравственного и волевого развития ребенка; – методы оценки степени социальной напряженности в отношениях ребенка с окружающей средой; – показатели формирования гражданской зрелости человека; – принципы организации образовательной среды, в том числе воспитательной и информационно-образовательной; – сущность современных педагогических технологий и методик, таких, как развивающее, проблемное, дифференцированное обучение, метод проектов, модульная педагогическая технология, здоровьесберегающие технологии, технология портфолио, а также педагогических технологий и методик, признанных приоритетными для системы образования субъекта Российской Федерации на среднесрочную перспективу (5 – 7 лет); – правовые нормы отношений участников образовательного процесса; в) умеет: – оценивать текущее состояние, ресурс и потенциал развития обучающегося и предлагать научно обоснованные методы повышения их эффективности; учитывать индивидуальные особенности обучающихся в образовательном процессе; – выбирать и применять современные образовательные технологии и технологии оценки, адекватные поставленным целям, в том числе обеспечивающим интенсивность и индивидуализацию образовательного процесса; – применять дидактические методы и приемы организации самостоятельной работы обучающихся в информационно-образовательной среде; – организовывать взаимодействие с детьми, совместную и индивидуальную деятельность детей; – реализовывать в своей деятельности функции управления, такие, как разработка модулей образовательных программ, в том числе реализуемых во внеурочной деятельности, а также формирование индивидуальных образовательных траекторий обучающихся; – использовать данные профессионального мониторинга (психологического, социального, медицинского) для планирования и реализации педагогической деятельности; – использовать современные способы оценочной деятельности, корректно применять разнообразные оценочные шкалы и процедуры, формировать оценочную самостоятельность обучающихся; – использовать для обеспечения образовательного процесса современные ресурсы на различных видах носителей информации; – осуществлять профессиональную рефлексию; – вести документацию; г) владеет: – конкретными методиками психолого-педагогической диагностики; – средствами оценки и формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении; – современными технологиями проектирования образовательной среды, в том числе способами сопровождения, поддержки, компенсации, создания образовательных и тренинговых программ, проектов деловых и интерактивных игр, активных приемов обучения; – методами организации сбора (индивидуальной, групповой, массовой) профессионально важной информации, обработки данных и их интерпретации; в предметной подготовке: а) знает: – содержание отраслей научного знания, которые положены в основу преподаваемых предметов, и области их применения в различных сферах человеческой деятельности; – частные методики, позволяющие реализовать содержание начального общего образования; – состав и особенности учебно-методических комплексов и дидактических материалов, в том числе на электронных носителях; б) умеет: – использовать частные методики; – анализировать программы, учебно-методические комплексы и отдельные дидактические материалы; – разрабатывать программы внеурочной деятельности; – разрабатывать дидактические материалы. ООП НОО ГОУ СОШ №464 предполагает обеспечение высокого качества предметных знаний и умений в условиях повышенного уровня образования, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание социально значимых личностных качеств при сохранении здоровья учащихся, а также активное формирование способностей к рефлексивной самоорганизации, что позволит учащимся становиться самостоятельными субъектами своей учебной деятельности, успешно ориентироваться и самоопределяться в жизни.
|