…g>. На второй ступени основного общего образования на образовательную область «Искусство» (учебные предметы музыка и изобразительное искусство)  в 5-7 классах выделено по 2 часа в неделю (70 часов в год). Учебные предметы «Музыка» и «Изобразительное искусство» изучаются и в 8- 9 классах (35 часов в год на образовательную область) в предмете «Мировая художественная культура». Таким образом, преподавание учебных предметов данной образовательной области становится непрерывным, что позволяет на завершающем этапе основной школы дать учащимся целостное представление о мире искусства.

Физическая культура.    На преподавание учебного предмета «Физическая культура» на ступени основного общего образования (5-9 классы) отводится 350 часов в год (по 2 часа в неделю в каждом классе) из федерального компонента.

 Основы безопасности жизнедеятельности. Предмет вводится для изучения в основной школе как интегрированный курс с различными предметами (химией, физикой, географией, биологией), и первую очередь «Физической культурой», а в 5-ых классах и с предметом «Природоведение». Часть содержания предмета, связанная с правовыми аспектами воинской службы, перенесена в учебный предмет «Обществознание».

Среднее (полное) общее образование.

Среднее (полное) общее образование призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование социально грамотной и мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Эффективное достижение указанных целей возможно при введении профильного обучения на завершающей ступени общего образования, которое является системой специализированной подготовки (профильного обучения), ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для образования в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности выстраивания обучающимися индивидуальной образовательной траектории. Переход к профильному обучению позволит:

  • создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников, построения индивидуальных образовательных программ;
  • обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов;
  • установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации;
  • обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием.

 

Учебный плана школы – основа программно-технологического обеспечения учебного процесса.

Все дисциплины, вошедшие в учебный  план изучаются на двух уровнях:

o                                            общеобразовательном;

o                                            профильном.

При формировании учебного плана старшей школы были выбраны  различные сочетания базовых и профильных учебных предметов и учитывались  нормативы учебного времени, установленные действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.  Данный подход обеспечивает школе широкие возможности организации двух профилей, а обучающимся – выбор профильных и элективных учебных предметов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию.


Базовые общеобразовательные учебные предметы плана – это учебные предметы федерального компонента, направленые на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся и являются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения. Федеральный Базисный учебный план предполагает функционально полный, но минимальный их набор. Обязательными базовыми учебными предметами являются:
русский язык, литература, иностранный язык, математика, история, физическая культура; интегрированные учебные предметы: обществознание, естествознание.
При профильном обучении обучающийся выбирает не менее двух учебных предметов на профильном уровне. Учащиеся  10 класса имеют возможность для выбора своего профиля. Класс поделен на два профиля: информационно-технологический и биолого-географический. 11 класс поделён также на 2 профиля: информационно-технологический  и социально-экономический. Каждый профиль имеет набор предметов базисного уровня в количестве 24 часов, а также 3 часа электива в 10-ом классе (2+1)  и по 1 часу электива (всего 2часа) в 11-ом классе, которые входят в сетку расписания. В базисный уровень  информационно-технологического профиля включено преподавание предметов «Информационные технологии» (в количестве 4 часов в неделю) и «Обществознание» (1 час в неделю), в базисный уровень  социально-экономического профиля – предметы «Обществознание» (4 часа) и «Информационные технологии» (1час), а  в базисный уровень биолого-географического профиля входят биология (3 часа) и экономическая география (3 часа). С целью создания условий для существенной дифференциации и индивидуализации содержания образования старшеклассников помимо профильных общеобразовательных предметов вводятся элективные курсы.

Элективные учебные предметы – это обязательные учебные предметы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения. Элективные учебные предметы выполняют три основные функции:

  • Развивают содержание одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне и получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена по выбранному предмету.
  • Являются «надстройкой» профильного учебного предмета, когда такой дополнительный профильный предмет становится в полной мере углубленным, а образовательное учреждение (класс), в котором он изучается, превращается в традиционное образовательное учреждение с углубленным изучением отдельных предметов.
  • Способствуют удовлетворению познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности. В определенном смысле элективные курсы восполняют «пробелы» базовых и профильных курсов. Помимо уже названных выше функций, они направлены на формирование умений и способов деятельности, связанных с решением практических задач, получение дополнительных знаний, интегрирующих полученные ранее в единую научную картину мира, на приобретение образовательных результатов, востребованных на рынке труда. Обеспечивают непрерывность и последовательность курсов и дисциплин.

В информационно-технологический профиль входят элективы - по химии («Химия. Здоровье. Пища». - 10 класс) и по обществознанию («Многоликое общество» - 10 класс и  «Мир и человек» - 11 класс), в социально-экономический (11 класс) – «Коммерческая география: Россия и мировой рынок». В биолого-географический профиль (10 класс) входит электив - по обществознанию – «Мир и человек». Таким образом, каждый учащийся 10 и 11 классов посещает 33 часа в неделю аудиторного времени при максимально-допустимой нагрузке по СанПиНу 33 часа.

В 10-11 классах преподается учебный предмет «Русский язык» (3 часа в неделю с преподаванием предмета в группах)  в связи с тем, что обязательный экзамен по этому предмету существует при  поступлении в любой вуз Российской Федерации.
В старшей школе усилено внимание и к изучению в школе иностранных языков; на изучение «Иностранного языка» отводится 3 часа в неделю в связи с реалиями освоения выпускниками школ иностранного языка на функциональном уровне.                  

Учебный предмет «История» на базовом уровне предполагает изучение интегрированного курса «История» по 2 часа в неделю в 10-ом и 3 часа в 11-ом классе, то есть изучение истории России в контексте мировой истории.

Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в старшей школе на базовом уровне преподается 1 час в неделю в 11-м классах, 2 часа в 10-ом с организацией  по окончании учебного года учебных сборов для учащихся, где они будут изучать основы военной службы.

При планировании учебного процесса школой соблюдались следующие требования:

1. Учебная нагрузка в течение недели, четверти, полугодия, года равномерно распределяется и не приводит к перегрузкам.

2. Учебный процесс скоординирован,  установлена  последовательность изучения учебных предметов, при которой изучение последующих опирается  на знания предыдущих и у учащихся формируется   целостная научная картина окружающего мира.
Разработаны и уточнен  перечень востребованных курсов по каждой образовательной области и практически по каждому учебному предмету, согласовано их содержание с имеющимися программами, учебниками, программами вступительных экзаменов в ВУЗы, с программой школьных выпускных экзаменов; федерального компонента.

На занятиях по «Иностранному языку»,  а также при проведении занятий по «Информатике и ИКТ» осуществляется деление классов на группы.  Для организации профильного обучения, в том числе изучение элективных учебных предметов, также предусмотрено деление класса. 

Часы школьного компонента в учебном плане выделяются на:

1. Усиление базового компонента осуществляется на I, II и III ступенях обучения в следующих образовательных компонентах:

-    Физическая география                 в 6  классах по  0,5 часа;

-    Биология                             в 6 классах по 0,5 часа

-    ИКТ                                              в 5 -  9-ых классах по 1 часу;

-    «Профориентация и

предпрофильная  подготовка»         в 9-ых классах по 1 часу;

 

-   Русскому языку                              во  2-4-ых классах, 8-9 классах 1 час, в 10-11-ом;

-   Литературному чтению                 во  2-4-ых классах 1 час.

   2. Деление на подгруппы

-    на занятия по русскому языку в 5-11 классах; по биологии в 6-ых и 9а классах; по математике в 5-11 классах; по химии и физике в 8-9-ых классах; по русскому языку во 3 «Б» и 4 «А»,4 «Б» классах; по чтению в 1 «А», 1 «Б»; по литературному чтению в 3 «Б» ,4 «А»,4 «Б» классах; по информатике (с 1по 4-ый классы); по ИЗХТ (с 1 по 4-ый классы)- для работы с мотивированными обучающимися и на отработку стандартов с обучающимися, испытывающими трудности в обучении (в режиме первой половины дня).

3. Деление 10-11 классов для проведения занятий по профилям: обществознание, ИКТ, элективы.

4.   Двигательная активность в 1-ых,2-ых, 3-их , 4-ых,

5.   Проектную деятельность во 3 «Б»,4 «А»,  4  «Б». 

6.   Здоровье сберегающие занятия

7.  Легоконструирование во 2-ых, 3-их и 4 –ых классах.

8. Деление 5-ых – 9-ых классов на подгруппы для занятий по информатизационным технологиям.

 

         2.3. Сведения об учебных программах

Все учебные дисциплины изучаются по государственным типовым образовательным программам и учебникам, которые рекомендованы Департаментом образования г. Москвы. Программы соответствуют обязательному минимуму содержания начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, утвержденного приказами Министерства образования Российской Федерации от 19.05.1998 года и  от 30.06.1999 года №56, а также статусу средней общеобразовательной школы.

В образовательном учреждении имеются программы дополнительного образования художественно-эстетической, научно-технической, культурологической,   физкультурно-спортивной.

                    

    3. Обеспечение образовательного процесса

 

3.1.   Принципы составления расписания занятий первой и

второй половины дня.

 

Расписание занятий первой и второй половины дня составлено с учетом гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях согласно СанПиН 2.4.2.1178-02, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 г. № 44. В расписании занятий учащихся первой половины дня в классах выдержано равномерное распределение учебной нагрузки по дням недели, расписание сбалансировано с точки зрения представленных в нем предметов (по шкале трудности предметов). В расписании учебных занятий предусмотрена смена характера деятельности учащихся и условия организации питания обучающихся.

Расписание соответствует  ориентации школы на высокое качество образования, профилактику и преодоление дезорганизации школьной жизни, перегрузки, переутомления, заболеваемости, направленными  на поддержание хорошего самочувствия учащихся. Расписание учитывает психофизические особенности учащихся, санитарно-гигиенические нормы, рекомендации медиков и психологов,  ориентированные на конкретный вид профильной подготовки школы, особенно для детей с медицинскими проблемами. Расписание позволяет оперативно реагировать на разные ситуации, возникающие с конкретным классом, преподавателем, кабинетом, позволяет вносить частные изменения, не нарушая основы расписания. При структурировании нагрузки учащихся профильных классов  особое внимание  уделяется наиболее рациональному использованию учебного времени.

 

Акт проверки учебного расписания на 2010-2011 год

В рамках ВШК была проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.1178-02 школьного расписания и был  составлен  акт. Было установлено:

1.     Отсутствие превышения объема максимально допустимой учебной нагрузки в начальной, средней и старшей школе;

2.     Режим работы школы по 5-ти дневной рабочей неделе с 6 развивающим днем. Продолжительность урока 45 минут, но продолжительность учебной деятельности урока в 1-4 классах 35 минут. В течение 10 минут предусмотрено выполнение комплекса упражнений для снятия локального утомления и общего воздействия ФМ.

3.     В расписании 2-4  классов не более 5 уроков в день.

4.     В течение дня недели для обучающихся 1-4 классов основные предметы чередуются с уроками музыки, изобразительного искусства и художественного труда, физкультуры, ритмики. Трудность чередования в том, что при изучении таких предметов, как математика 1 час, информатика, изобразительное искусство и художественный труд класс делится на две подгруппы, и трудность состоит в том, чтобы состыковать работу учителей. Также сложность в том, что физическую культуру и английский язык преподают учителя, работающие в средней и старшей школе.

5.     Продолжительность учебной деятельности в 5-11 классах 45 минут.

6.     В 5 -6 классах число уроков в день не превышает 6-ти, в 7-11 классах на 7-е уроки вынесены предметы, связанные с двигательной активностью, уроки развивающего характера или работа по подгруппам.

7.     Нарушений в распределении учебной нагрузки в начальной школе в течение недели в 2-4 классах не обнаружено. Наибольшая интенсивность учебной нагрузки приходится на середину недели (вторник-четверг). В 1-ых классах наибольшее количество баллов выпадает на среду, однако в середине учебного дня проводится урок физической культуры.

8.     Нарушения режима работы в рамках дополнительного образования во второй  половине дня не обнаружено.

9.     Сокращения  продолжительности перемен в начальной школе не обнаружено, питание осуществляется на первой и второй переменах.

10. Сдвоенных уроков в 5-11 классах нет,  кроме уроков информатики и ИКТ в 10-11 классах, согласно СанПиНу по этому предмету сдвоенные уроки допускаются., так как при проведении занятий осуществляется смена деятельности. 

11. Между началом занятий во 2-ой половине дня перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

12. Сокращения  продолжительности перемен не обнаружено, так как  питание осуществляется, начиная с первой и заканчивая шестой переменной по графику.

3.2.      Внутришкольный  контроль

    Целью ВШК является достижение соответствия функционирования и развития педагогического процесса в школе требованиям государственного стандарта образования с выходом на причинно - следственные связи, позволяющие сформировать выводы и рекомендации по дальнейшему развитию школы.

Внутришкольный контроль ведется согласно плану по направлениям: контроль выполнения всеобуча; контроль сформированности знаний, умений и навыков учащихся; контроль деятельности педагогических кадров;  контроль внутришкольной документации; контроль состояния учебно-материальной базы; контроль за выполнением решений педсоветов; контроль подготовки к итоговой аттестации учащихся. Внутришкольный контроль связан с основными направлениями работы школы, большое внимание уделяется классно-обобщающему контролю.

Задачи ВШК

1. Диагностировать состояние учебно-воспитательного процесса, выявлять отклонения от запрограммированного результата (стандарта образования) в работе коллектива и отдельных его членов, создать обстановку заинтересованности, доверия и совместного творчества: учитель-ученик, руководитель-учитель.

2.Создать условия для социального партнерства по обеспечению прав ребенка.

3.Обеспечить оздоровление межличностной  сферы образовательной среды.

4.Укреплять психологическое и физическое здоровье всех участников образовательного процесса.

5.Создать условия для раскрытия и развития индивидуальных способностей ребенка.

6.Сформировать у учащихся ответственное отношение овладению знаниями, умениями, навыками.

7.Обеспечить единство урочной и внеурочной деятельности учителя через сеть индивидуальных занятий, кружков и дополнительного образования.

8.Повысить ответственность учителей, осуществить внедрение новых, передовых, интенсивных методов и приемов работы в практику преподавания учебных предметов, в межпредметные связи УВП.

9.Совершенствовать систему контроля над состоянием и ведением школьной документации.

10.Совершенствовать  систему подготовки учащихся выпускных классов к итоговой аттестации, особенно в форме ГИА и ЕГЭ.

11.Обеспечить повышение эффективности образовательного процесса, развитие единой школьной информационной среды.

12. Совершенствовать  систему подготовки учащихся «группы риска» и продолжать работу по профилактике неуспешности.

 

 

3.3.Динамика уровня успеваемости

 

 

2007-2008 учебный год

2008-2009 учебный год

2009-2010 учебный год

 

1ст.

2ст.

3ст

Всего

1ст.

2ст.

3ст.

Всего

1ст

2ст

3ст.

Всего

Всего

193

252

29

474

200

248

21

469

190

255

41

486

«5»

15

6

1

22

5,2%

20

13

2

35

8%

28

19%

16

6%

5

12%

49

11%

«4 и 5»

80

69

9

158

37,6%

84

69

5

158

37%

77

52%

81

32%

9

22%

167

38 %

С одной «3»

15

13

0

28

6,6%

10

20

0

30

7%

70

38

34

49

Не успевают 

-

-

-

0

-

-

-

0

0

0

0

0

Окончили с медалью

З-1

С-1

Нет 11 классов

З -1

С -1

 

 

4.Характеристика педагогического коллектива.

4.1. Состав:

Педагогический коллектив школы состоит из 54 учителей.

В их числе:

§        5 учителей – удостоены звания «Отличник народного образования», «Почетный работник»;

§        1 из учителей является лауреатом Гранта Москвы.

§        13 учителя имеют высшую квалификационную категорию (24%);

§        18 учителей имеют первую квалификационную категорию (33%);

§        16 учителей имеет вторую квалификационную категорию (30%)

§        5 ветеранов педагогического труда;

§        1 мастер спорта международного класса;

§        2  учителя – является выпускниками школы;

§        8 молодых специалиста.

В школе уделяется большое внимание работе с молодыми специалистами (Аникеевой М. Ю., Гоцуляк Е. А. - учителя иностранного языка, Громова Е. Б. – психолог, Астафьева Е. В. – учитель истории, Курган Ю. С. – учитель химии, Бузуверова А. С. – учитель начальных классов, Сквородкин Д. А. - . учитель географии, Яхудина А. Р. - воспитатель).  Им оказывается всесторонняя методическая,  психологическая помощь. В школе организована наставническая помощь молодым учителям.

4.2 Динамика роста профессионализма педагогических сотрудников

годы

2008/2009

2009/2010

2010-2011

Высшая квалификационная категория

14

(27%)

16

(20%)

13

( 24%)

Первая квалификационная категория

14

(27%)

11

(22%)

18

(33%)

Вторая квалификационная категория

11

(22%)

9

(20%)

16

(30%)

4.3.Характеристика педагогического коллектива по уровню образования

высшее педагогическое

Незаконченное высшее

Среднее специальное

среднее

51

3

3

0

4.4.Характеристика педагогического коллектива по стажу работы

0-3 года

4-10 лет

11-20 лет

21-30  лет

Свыше 30 лет

10

15

13

4

15

 

4.5.Повышение квалификации через годичные курсы МИОО, ФППК, учителей школы:

Годы

2008-2009

2009-2010

2010-2011

Кол-во

15

17

19

 

4.6 Сведения об использовании членами педагогического коллектива педагогических технологий в УВП

Учителя школы использовали педагогические технологии, обеспечивающие высокие результаты обучения, личностно-ориентированный подход, индивидуализацию, персонализацию образования.

  Применялись разнообразные формы и методы организации образовательного процесса:

  • проектная деятельность
  • исследовательская деятельность
  • экскурсионная деятельность
  • музейная педагогика
  • парная, групповая, индивидуальная работа на уроке.

Методическая работа школы реализуется через деятельность методических объединений, которые осуществляют проведение учебно-воспитательной, методической, опытно-экспериментальной и внеклассной работы по одному или нескольким родственным учебным предметам.

В школе функционирует восемь методических объединений:

  • · учителей русского языка и литература
  • · учителей математики, физики и информатики
  • · учителей иностранного языка
  • · учителей гуманитарного цикла
  • · учителей естественных наук
  • · учителей начальных классов
  • · классных руководителей

 Для успешной реализации задач, поставленных перед каждым звеном, разработаны положения, определяющие их цели, содержание деятельности, права и обязанности.

 Наиболее приоритетное направление методической работы:

- обеспечение управления образовательным процессом в школе;

- обеспечение условий для непрерывного совершенствования профессионального мастерства учителя с учетом методической темы школы;

- информационное обеспечение образовательного процесса;

- обобщение и распространение передового педагогического опыта.

     Для управления работой создана модель методической службы, которая обеспечила реализацию поставленных задач:

- изучение и внедрение в образовательный процесс перспективных школьных технологий;

- совершенствование методического уровня учителей в формирование коммуникативных компетенций;

- внедрение в учебный процесс проектной деятельности и информационно-коммуникативных технологий.

     Главным центром, координирующим всю методическую работу в школе, является методический совет. На методический совет выносились важные вопросы, связанные с управлением образовательным процессом в школе, вырабатывались предложения по их реализации.

- Творчество учителя

- Метод проекта как средство развития коммуникативных компетенций

- Успешный учитель – успешный ученик

- Влияние условий УВП на формирование успешной личности учащихся.

          Уровень профессиональной грамотности педагогов значительно возрос за последние годы благодаря активному участию учителей в постоянно действующих окружных семинарах и постоянному повышению квалификации. Итогом работы учителей по программе непрерывного совершенствования профессионального мастерства явились открытые мероприятия для педагогов Округа. В 2009-1010 учебном году учителя школы участвовали в окружном Фестивале педагогического творчества. Было проведено 6 открытых урока Присутствовало на этих открытых уроках порядка 25 педагогов, которые дали высокую оценку проводимым мероприятиям. Наиболее востребованы  были  игровые технологии и технологии с применением ИКТ.

Свидетельством профессионального мастерства является участие учителей в различных профессиональных конкурсах. В 2009-2010 учебном году учитель русского языка и литературы Кудимова Е. А. приняла участие в профессиональном конкурсе «Учитель третьего тысячелетия» в номинациях «Информационные технологии в предметах социально-гуманитарного цикла», Голованова Т. Г. – учитель русского языка и литературы приняла участие во Втором открытом профессиональном конкурсе педагогов «Мультимедиа урок в современной школе».

Главное в методической работе школы - оказание действенной помощи учителям. В нашей школе за этот учебный год поставленные задачи в основном реализованы.

         Актуальным остается вопрос о новом подходе к организации методической работы через создание  творческих групп на основе диагностики по проблемам педагогической деятельности и по интересам педагогов. Что и необходимо взять на вооружение МС школы и заместителям по учебной работе.        

Из анализа работы педагогического коллектива школы следует, что получению стабильных результатов обучения  продолжали способствовать следующие факторы:

1.                 Положительная мотивация учащихся.

2.                 Создание комфортных условий для обучения, использование здоровье сберегающих технологий

3.                 Использование наглядного и частично-поискового методов обучения

4.                 Дифференцированный и личностно-ориентированный подход к обучению и развитию учащихся.

5.                 Введение новых форм организации учебного процесса, а именно таких как лекционно-практических (Осипова Е.В., Дойникова Т.А., Шамраенко Ю.С.), защита проектов         (Емельяненко И.Б., Тургеневская Г.Н., Григорьева С.А., Голованова Т.Г., Кудимова Е.А., Астафьева Е.В.); внедрение в учебный процесс ИКТ  (Гусакова Е.А.,Голованова Т.Г., Гайда Г.Б., Емельяненко И.Б., Кудимова Е.А., Астафьева Е.В., Тургеневская Г.Н., учителя английского языка, учителя начального образования)

6.                 Проведение индивидуальных и групповых дополнительных занятий с учащимися.

Однако  существенным недостатком для опытного, стабильно работающего коллектива, остается отсутствие авторских программ, интегрированных курсов, интересных методических находок. Учитывая достаточно высокий профессиональный уровень педагогического коллектива, научно-методическую работу возможно осуществлять через деятельность проблемных творч

Сделать бесплатный сайт с uCoz