История музея боевой славы

1-й Гвардейской   Пролетарской Московско-Минской

ордена Ленина, дважды Краснознаменной,

орденов Суворова и Кутузова мотострелковой дивизии

 

В наше неспокойное тревожное время неким островком нравственности, духовности остается школа. Именно здесь детские сердца учатся любить и уважать, ценить дружбу, различать добро и зло, приобщаются к тайнам мироздания, познают историю.

Как научить любить свою Родину? Как вырастить патриотов? Это не праздные вопросы, это задачи педагогов любой школы и нашей в частности.

Изучать историю можно по учебникам, книгам, кинофильмам, но понять, прочувствовать события давно минувших лет помогают только живые встречи с участниками событий и музеи. Они не просто хранят память, в них дышат судьбы людей, оживают картины прошлого.

Такой удивительный памятник истории есть и в нашей школе - это музей 1-й Гвардейской Пролетарской Московско-Минской стрелковой дивизии. В июле 1941 года в доме № 24 по улице Таганской была сформирована стрелковая дивизия, вставшая на защиту Москвы на Нарофоминском рубеже. В послевоенные годы коллектив школы №464 установил связь с ветеранами дивизии, учащиеся по крупицам собирали уникальный материал по боевой истории соединения, на основе которого в 1983 году и был открыт музей образовательного учреждения. Десятилетия бессменным руководителем и директором музея являлась Даянова Венера Ибрагимовна. Долгие годы по крупицам собирала она материал о героическом прошлом дивизии. Зайдите в музей, освободитесь от суеты дня, оглянитесь: со стен глядят фотографии героев.

      За пошедшие годы была проделана большая работа по сбору данных по военной тематике. В современной экспозиции музея находятся:

  •     Материалы об основных событиях Великой Отечественной войны;

  • История формирования мотострелковой дивизии и ее боевой путь от  Наро- Фоминска до Кенигсберга;
  • Рассказ о бойцах и офицерах дивизии;
  • Стенд, посвященный Герою Советского Союза В.А. Кривоносову;
  • Раритеты военных лет
  • Медали ветеранов, подаренные музею
  • Материалы о послевоенных судьбах фронтовиков.
  • Альбомы посвященные ветеранам ВОВ , книга отзывов

В музеи ведется активная работа:

  • По создание условий для социализации обучающихся путем совершенствования воспитательной, образовательной и культурно-просветительной деятельности государственного образовательного учреждения музейными средствами и методами;
  • По организации исследовательской деятельности обучающихся, ориентированная на формирование научных, творческих инициатив и реализующаяся в ходе проектной, поисковой и аналитической работы;
  •  По осуществление массово-организационной, культурно-просветительной, методической, информационной, издательской деятельности;
  • По документированию процессов и явлений, соответствующих профилю и основной теме музея в их историческом развитии, через комплектование фондов музейных предметов, их учетную и научную обработку;
  • По развитию экспозиционно-выставочной работы;
  • По освоение обучающимися культурно-исторического пространства Москвы и Подмосковья;
  • По изучению и обработке фондов музея;
  • По осуществлению проектной, экспедиционной, поисковой и исследовательской работы;
  • По создание и совершенствование стационарных экспозиций, организацию тематических выставок;
  • По установлению связей с другими музеями города Москвы.

       Музей ведет образовательно-воспитательную и культурно-просветительную работу музейными средствами путем подготовки и проведения экскурсий, лекций и массовых мероприятий для обучающихся своего и других образовательных учреждений, родителей и ветеранской общественности, а также населения своего микрорайона, округа.

Цели и задачи работы музея.

 

1. Функционирование музея как неотъемлемой части учебного процесса с целью сохранения исторической памяти народа, повышения качества воспитательной работы.

2. Сохранение памяти о боевых защитниках России с момента возникновения Российского государства до наших дней.

3. Широкая пропаганда знаний о героях исторических сражений, о тех личностях, которые составили славу нашей Родины, не жалея своей жизни.

4. Развитие чувства патриотизма, уважения к боевым традициям, ответственности и чувства долга по отношению к своему народу, Родине, городу, микрорайону, семье.

5. Помощь учащимся в углублённом изучении истории Отечества, основ защиты государства, которые позволяли на протяжении веков выполнять эту задачу.

6. Создание видео-аудиотеки музея.

7. Помощь учащимся в углублённом изучении истории военной музыки России; знакомство с подлинными шедеврами российской военной музыки.

8. Развитие проектной исследовательской деятельности с привлечением экспонатов музея, музейных связей с ветеранами, общественными организациями, родителями.

9. Развёртывание поисковой деятельности, шефской помощи ветеранам ВОВ.

10. Создание исследовательских групп среди учащихся школы.

11. Создание киногруппы из активистов музея с целью увековечивания тех свидетельств и памяти, которые сохранились в народных массах, подготовка различных сменных экспозиций, экскурсионных уроков мужества.

12. Совместная поисковая, исследовательская работа с музеями ВОВ на Поклонной Горе, Вооружённых сил, обороны Москвы, Музеем современной истории в целях дальнейшего развития школьного музея, подготовки экскурсоводов, сменных экспозиций.

13. Создание школьной летописи "Ребята нашего двора", о выпускниках школы, прошедших Великую Отечественную войну, служивших в "горячих" точках, прошедших школу военных оркестров или ансамблей (служба в Вооружённых Силах России).

 

 Формы работы в школьном музее

 

Школьный музей

Учебная работа

Внеклассная работа

Практические работы на местности

 

Кружки, экскурсии, походы

Учебные экскурсии вне музея

 

Туристские поездки

Уроки в музее

 

Встречи, читательские конференции вне музея

    Экскурсии в музее

 

 

Встречи, сборы, собрания, экскурсии, встречи в музее.

Самостоятельное изучение учениками различных источников знаний, представленных в экспозиции музея.

 

 

 

Состав Совета музея

1. Скобелкина Полина

9  класс «Б»

2. Макаревич Мария

9 класс «Б»

3. Германова Алена

9 класс «Б».

4. Володин Алексей

       6 класс «А»

5. Макаркин Никита

       7 класс «Б»

6.  Колбасов Сергей

       7 класс «Б»

7. Андреев Сергей

      7 класс «А»

8. Савицкая Анна

      6 класс «А»

9. Левин Анатолий

      6 класс «А»

Основные виды деятельности Совета музея:

1. Походы по местам боевой Славы.

2. Встречи с участниками ВОВ, сотрудничество с Советом ветеранов

3. Уроки мужества

4. Проведение общешкольных праздников, составление сценариев

5. Выступление агитбригады в госпитале ветеранов ВОВ.

6. Торжественные линейки, митинги и возложение цветов к памятнику В.Талалихина

7. Участие в окружном конкурсе по сбору материала (памятные места военной Москвы)

8. Проведение конкурсов (рисунки, плакаты «Мы голосуем за мир!»)

9. Проведение творческих вечеров, круглых столов, семинаров, викторин и игр

10. Проведение обзорных и тематических экскурсий для учащихся и гостей школы.

11. Проведение туристических поездок

12. Сотрудничество с другими музеями школ города Москвы

13. Уход за памятником В. Талалихина

14. Оказание помощи в написании проектов и творческих работ на военную тематику

Тема патриотизма - ныне актуальнейшая тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в ребёнке чувство любви к Родине? Именно "пробудить", потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.

В современном историческом процессе проблемным остается не только духовное, но и физическое существование народа, и поэтому главными направлениями образования (и исторического в том числе) должны стать народное возрождение и процветание. Необходимо восстановление в своем высшем гражданском достоинстве благородных понятий "патриот" и "патриотизм", означающих неразрывную и действенную связь человека со своей землей. И верно сказал А. И. Солженицын: "Горе той стране, где слова "патриот" или "демократ" считаются бранью". И в авторитетном документе "О состоянии и перспективах государственной национальной политики" сказано: "Формирование сознания "Я - россиянин" должно проходить через собственное отечественное самочувствие каждого человека, воспитание державного патриотизма, гордости за Отечество, отечественные народы и соотечественников".

Федеральная программа развития образования, принятая в апреле 2000 года, определила круг задач гражданско-правового образования и воспитания школьника. А 15 января 2003 года было опубликовано инструктивно-методическое письмо Министерства образования РФ №13-51-08/13 "О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации",где ставилось перед современной школой задача гражданского образования личности. Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом обществе. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы и местных сообществ. В данном документе отмечается, что гражданское образование - это воспитание и обучение, ориентированное на создание комплекса педагогических условий для формирования совокупности позитивных гражданских свойств личности. Совокупность этих свойств может быть представлена в виде следующей триады: гражданская компетентность, активная социальная позиция и социально-преобразующая деятельность, направленная на развитие гражданского общества.

Музей нашей школы является ведущей формой работы по патриотическому, гражданскому и общекультурному воспитанию учащихся, интегрирующий цели формирования личности гражданина России в процессе учебной и внеучебной деятельности данного учреждения. Музейная деятельность способствует развитию творческой самостоятельности ученических коллективов и отдельных учеников в освоении исторического прошлого нашей Родины, ее героических свершений, актуализации исторической памяти молодого поколения в процессе приобщения к прошлому своей страны, своей семьи, оставленного в виде артефактов культуры.

Руководитель музея Альбина Ринатовна Яхудина

«Ретро-вечер» к Международному Женскому дню 8 марта.

Ежегодно в нашей стране и не только, отмечается Международный Женский день 8 марта. В преддверии  этого празднества в нашей школе прошел «Ретро-вечер», организатором которого   стал старший вожатый   школы Яхудин Альберт Ринатович. В концерте принимали участие приглашенные гости из  клуба Вожатской песни «Синий галстук», а также учащиеся школы.

Прозвучали самые известные песни советской эстрады, такие как «Дороги любви», «Эхо любви», «Королева красоты», «Московские окна», «Смуглянка»…

На концерт, посвященный дню 8 марта, руководителем  музея  Яхудиной  А. Р. были  также  приглашены  ветераны ВОВ,  а  также ветераны труда. Многие из них не раз посещали нашу школу и в этот раз  были очень рады нашему приглашению.

Концерт прошел на «Ура». В этот день лица светились улыбками. Финальную песню «Прощай»  из репертуара Льва Лещенко пели всем залом вместе. И как  было сказано  ведущими: «Мы не  говорим вам  « Прощай»,  мы говорим вам  «До скорой встречи»!!!

На этой праздничной ноте завершился  наш  «Ретро-вечер».

В 2012 году вся Россия отмечает одну из славных дат нашего Отечества – 200-летие победы в войне 1812 года,  многие военные  действия  которой разворачивались на Смоленской земле, принеся  ей испытания и славу. На борьбу с грозным врагом   поднялись русские люди всех  сословий.

В честь этого знаменательного события ребята подготовили выставку-экспозицию в нашем музее.

Сделать бесплатный сайт с uCoz